НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: Закат налогового романтизма


В своем послании Федеральному собранию президент России уделил немало внимания налоговой реформе и проблемам, существующим в сфере налогообложения. Правильность президентских слов не вызывает сомнений. Но прежде чем перейти от слов к делу, следует хорошо подумать над этим посланием.

По мнению главы государства, чрезвычайно важно разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев криминального уклонения от налогов. Что означают эти слова для всех нас? Прежде всего то, что на самом высоком государственном уровне признано право налогоплательщиков на налоговую оптимизацию, под которой понимается уменьшение налоговых отчислений законными способами. С другой стороны, четко заявлен курс на борьбу с налоговыми преступлениями. Можно смело сказать, что 26 мая 2004 г. в России завершилась 13-летняя эпоха налогового романтизма.

Те, кто уклоняется от уплаты налогов, не должны находиться в более выгодном положении, чем остальные участники рынка, – только в этом случае может быть обеспечена нормальная конкуренция как важнейший фактор экономического развития. Однако широкое применение государственными органами весьма жестких и крайних по своей сути мер уголовно-правовой защиты требует строгой регламентации. Нельзя построить справедливую налоговую систему на костях налогоплательщиков – история нашей страны тому подтверждение. Анализ правоприменительной практики последнего времени свидетельствует, что необходимо продолжить начатое российским президентом в прошлом году совершенствование Уголовного кодекса в части ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Нельзя наказывать за плохое поведение в прошлом, объявленное преступным лишь сегодня. Дореформенная налоговая система, как это следует из президентского послания, сама по себе позволяла уклоняться от уплаты налогов. Необходимо учитывать, что до либерализации налога на прибыль в 2002 г. номинальная налоговая нагрузка на компании была намного выше, чем сегодня. В этих условиях общество в целом было более терпимым к использованию очевидных прорех в налоговых законах. Ответственность налогоплательщиков за то, что сегодня те же нормы закона задним числом поумневшие правоприменители прочитали правильно, недопустима, как недопустима ответственность за инакомыслие.

Если все же есть твердое намерение восстановить налоговую справедливость, то прежде всего следует провести налоговую амнистию, в ходе которой налоговые органы публично объявят, какие схемы они считают незаконными и будут преследовать в судебном порядке. Условиями такой амнистии могли бы быть уплата налогов и пеней в рассрочку (учитывая профицит бюджета) и гарантия неприменения ответственности – ни штрафной (по Налоговому кодексу), ни уголовной. Лишь после такого “катарсиса” (греч. katharsis – очищение души посредством сопереживания героям трагедии) государство получит моральное право преследовать “особо непонятливых” за совершенное до 2002 г.

Помимо перераспределения налогового бремени, ставшего в последние годы традиционным инструментом правительства в налоговой сфере, президент предлагает обратиться и к другим аспектам налоговой системы, касающимся в первую очередь взаимоотношений государства и налогоплательщиков. В ходе совершенствования налогового администрирования необходимо снизить значительно выросшее за годы реформ бремя налогоплательщиков на подготовку налоговой отчетности, налоговые проверки и другие формы обслуживания налоговых органов. Должна быть усилена ослабевшая вследствие отмены налоговых льгот регулирующая функция налогов. В этой связи необходимо снизить бюрократические барьеры для использования инвестиционного налогового кредита, возможно, восстановить ряд льгот как средство налогового стимулирования, предусмотрев надежную защиту от злоупотреблений ими. Следует ввести имеющую место в других странах практику превентивного судебного обжалования разъяснений налоговых органов, поскольку это позволило бы добиться состояния определенности и стабильности в отношениях с государственными органами. Проблема на сегодня состоит в том, что никто инвестору не может точно сказать, сколько налогов ему придется платить в случае реализации проекта.

Важно также продолжить судебную реформу с целью обеспечения реальной независимости судебных органов от неправомерного влияния со стороны отдельных чиновников и налогоплательщиков, а также с целью повышения эффективности судебной защиты публичных и частных интересов.