Безопасность в ущерб личной жизни


Исполняющий обязанности руководителя американской Администрации обеспечения безопасности на транспорте (TSA) Дэвид Стоун признал на недавних слушаниях в Конгрессе, что его ведомство получало конфиденциальные сведения о пассажирах от авиакомпаний America West Airlines, ContinentalAirlines, Delta Air Lines, Frontier Airlines и двух агентств по бронированию билетов, Sabre Holdings и Galileo International. Чиновники запрашивали информацию о пассажирах в ходе разработки системы обнаружения террористов Capps II. Цель американских властей – построить на основе государственных и коммерческих баз данных рейтинг всех пассажиров по принципу их возможной причастности к терроризму.

Этот проект был приостановлен после того, как американцы посчитали его вторжением в личную жизнь – персональные данные пассажиров становились достоянием слишком большого круга людей.

Тем не менее проект обсуждается все более активно по мере того, как авиакомпании начали признаваться в том, что делились информацией с властями и компаниями, выполняющими правительственные заказы.

Авиакомпания JetBlue Airways призналась, что передала информацию о 5 млн пассажиров компании, выполняющей заказ Министерства обороны. American Airlines и America West признали, что переслали информацию о части клиентов подрядчикам TSA. Эта информация включала имена, адреса, данные по кредитным картам и маршруты пассажиров. Противникам вмешательства в частную жизнь это совсем не понравилось.

Представители Continental утверждают, что делились информацией “в ограниченном объеме” и только под обещание, что получатель уничтожит документы в течение двух месяцев. Представитель агентства по бронированию билетов Sabre сообщил, что прошлой весной компания передала TSA информацию о “некотором числе клиентов”, которое он не смог уточнить, но отказалась дать властям права на ее использование. Лишь Delta утверждает, что никакими данными с TSA и ее подрядчиками не делились.

Под давлением защитников прав потребителей и парламентариев, которые требуют, чтобы информация о пассажирах раскрывалась исключительно по решению суда, TSA приходится изменять проект. В частных беседах ее чиновники сообщают, что Capps II уже не будет таким, каким он планировался изначально. Тем не менее ведомство не собирается отказываться от создания более эффективной системы выслеживания террористов, чем те, что сейчас используются самими авиалиниями. (WSJ, 24.06.2004, Кирилл Корюкин)