ЭКСПЕРТЫ: Стабильный рост российского авторынка


Общие предпосылки

Российская экономика продемонстрировала устойчивый рост в 2003 г. Рост ВВП в реальном выражении, оцениваемый на уровне 6,8%, практически удвоился по сравнению с первоначальными прогнозами правительства, тогда как инфляция (12%) впервые за много лет не превысила плановых показателей.

Правительство уже пересмотрело свой первоначальный прогноз роста ВВП с 5,2% до 5,7% на 2004 г. и еще раз подтвердило плановый показатель инфляции на уровне 8–10%, причем впервые после распада Советского Союза он не превышает 10%. Рост личных располагаемых доходов ожидается в пределах 4–5% в течение следующих пяти лет.

Вследствие общеэкономического роста быстрыми темпами развивается сфера потребления. Ожидается, что рост располагаемого дохода и развитие потребительского кредитования приведут к росту спроса на товары длительного пользования, в том числе на автомобили, и повышению требований к качеству продукции.

Относительная политическая стабильность и хорошие показатели роста, с одной стороны, а также качественные изменения, происходящие в экономике, – с другой, дают повод надеяться на существенный рост спроса на автомобильном рынке.

Правительство России старается привлечь прямые иностранные инвестиции посредством введения более прозрачных правил и регулирующих процедур. После спада в 2002 г. объем инвестиций снова начал расти: по оценкам, рост составил 12%. Россия рассчитывает привлечь в 2004 г. прямых иностранных инвестиций на сумму $8–10 млрд, сохранив при этом на низком уровне отток капитала. Однако данные цифры гораздо ниже потенциала. По оценкам Economist Intelligence Unit, на долю России в 2003 г. приходилось около 1% глобального потока прямых иностранных инвестиций. Общая сумма прямых иностранных инвестиций в автомобильную отрасль России составила лишь около $2 млрд за последние 10 лет по сравнению с $20 млрд, полученными Китаем и Бразилией.

Рынок легковых автомобилей

В 2003 г. и в I квартале 2004 г. российский рынок легковых автомобилей продолжал демонстрировать устойчивый рост и составил соответственно $12,9 млрд в 2003 г. (около 3% от величины ВВП) и $3,4 млрд в I квартале 2004 г. Темпы роста в денежном выражении в 2003 г. составили 20,5% (по сравнению с $10,7 млрд в 2002 г.). Однако темпы роста продаж автомобилей в количественном выражении были гораздо ниже – на уровне 5% (1,488 млн автомашин в 2003 г. против 1,417 млн автомашин в 2002 г.).

В 2003 г. Россия занимала 13-е место в списке стран, лидирующих по производству автомобилей. Три крупнейшие автомобильные компании на российском рынке – это по-прежнему российские предприятия. Из них на долю “АвтоВАЗа” приходится 76% от общего числа автомобилей местного производства; доли группы “СОК” (включая “Иж-Авто” и “РосЛаду”) и “Руспромавто” (включая ГАЗ) – 11% и 6% соответственно. Доля российских брэндов в общем объеме продаж в количественном выражении выросла с 58% в 2003 г. до 68% в I квартале 2004 г., а в денежном выражении – с 33% до 41% соответственно.

Иностранные брэнды местного производства (основные производители – Ford, GM, KIA, BMW, Renault, Hyundai) увеличили свои доли в общем объеме продаж в количественном выражении с 4% в 2003 г. до 7% в I квартале 2004 г., а в денежном выражении – с 5% до 11%. В целом автомобили местного производства (как российские, так и иномарки) существенно увеличили свои доли в объемах продаж в денежном выражении с 38% в 2003 г. до 52% в I квартале 2004 г.

Доли новых импортных иномарок в количественном и денежном выражении составили соответственно 12% и 34% в I квартале 2004 г. – по сравнению с 11% и 31% в 2003 г.

Важно отметить стабильный рост доли азиатских брэндов среди новых иностранных брэндов, продаваемых в России: 50% от общего количества новых импортных иномарок в I квартале 2004 г. по сравнению с 39% в I квартале 2003 г. При этом доля японских брэндов составила 35% в I квартале 2004 г. по сравнению с 26% в I квартале 2003 г. Например, объем продаж только автомобилей марки Toyota в I квартале 2004 г. превысил объем проданных автомашин за весь 2002 г. Основная причина такого успеха азиатских брэндов заключается в резком увеличении курса евро по отношению к доллару в 2003 г.

Важная тенденция – снижение рыночной доли ввозимых подержанных иномарок как в количественном, так и денежном выражении. С начала 90-х гг. количество ввозимых подержанных автомашин постоянно росло и в 2002 г. достигло 447 000 автомашин. После повышения импортных пошлин в 2002–2003 гг. сначала на автомобили старше семи лет, а потом и от трех до семи лет число ввозимых подержанных иномарок стало снижаться, достигнув 400 000 автомашин в 2003 г. Данная тенденция к понижению усилилась в I квартале 2004 г., когда общее количество ввезенных подержанных иномарок составило всего лишь 42 000 машин, или менее одной десятой от общего числа ввезенных автомашин за весь 2003 г. Это привело к снижению рыночной доли подержанных иномарок с 27% в 2003 г. до 12% в I квартале 2004 г. Выгоду от такого сокращения доли рынка ввозимых поддержанных иномарок получают российские производители, иностранные (совместные) производства в России, импортеры.

I квартал 2004 г. был отмечен ростом средних цен на российские автомобили до $6000 против средней цены $5000 в 2003 г. Однако рост цен на новые иномарки был еще более динамичным, что увеличило так называемый диапазон безопасности для российских производителей автомобилей.

В 2003 г. произошло существенное изменение структуры рынка. Снизился объем продаж подержанных иномарок, которые доминировали на российском рынке всего лишь год назад, в пользу новых автомашин как зарубежного, так и российского производства.

Перспективы

Итак, российский автомобильный рынок начал расти в количественном выражении и стабильно растет в денежном выражении. После корректировки относительно низких по сравнению с другими аналогичными формирующимися рынками российских импортных пошлин таможенный режим стал привлекательным для прямых иностранных инвестиций, а также позволил защитить права местных производителей. Однако пока нет ясности, придут ли вообще в страну крупные инвестиции и когда это произойдет.

На развитие рынка будет влиять ряд факторов, включая потенциальный рост ВВП (благодаря высоким ценам на нефть и большим объемам экспорта нефти) и располагаемого дохода, таможенную политику государства, развитие кредитного финансирования, развитие сети обслуживания для иномарок и политическую ситуацию.

Если экспертные прогнозы относительно роста ВВП, располагаемого дохода и других макроэкономических показателей окажутся верными, то годовой объем продаж автомобилей может превысить 2–2,5 млн шт. к 2008 г. – по сравнению с 1,5 млн шт. в 2003 г.

С ростом располагаемого дохода, который прогнозируется на уровне 5–7% в год, будет меняться и структура потребления – меньше средств будет тратиться на продовольственные товары, больше на непродовольственные товары и услуги. От подобного изменения структуры затрат должны выиграть и производители автомобилей.

В таблице ниже представлено изменение структуры затрат на продовольственные и непродовольственные товары и услуги в процентном выражении от общего объема потребительских затрат в среднем по России.

Структура рынка

Недавно правительство России заявило, что в обозримом будущем не собирается повышать пошлины на новые импортные иномарки до 35%, вопреки слухам, бродившим по рынку с начала 2004 г. Напротив, по информации из неофициальных источников, в связи с недавними переговорами с ЕС Россия может вступить в ВТО уже в 2005–2006 гг., в результате чего пошлины на импорт автомобилей должны быть снижены до 10–15% в течение следующих семи лет.

Российские производители. Повышение пошлин на подержанные иномарки в 2003 г. существенно ослабило основного конкурента российских автомобилей – сегмент автомобилей от трех до семи лет в ценовой категории $6000–9000. Однако, как мы

видели, преимущества получили также импортеры новых иномарок и иностранные производители автомобилей в России. При сохранении текущего уровня импортных пошлин и одновременно роста доходов населения российские производители, вероятно, сохранят свой уровень продаж (в количественном выражении), тогда как рост объемов продаж придется на другие сегменты. Позднее в этом году “АвтоВАЗ” представит рынку “Калину” – свою первую новую модель за многие годы. Для российской автомобильной отрасли многое будет зависеть от популярности данной модели.

Иностранные производители в России. Основная часть рынка иномарок местного производства приходится на Ford (производит Ford Focus во Всеволожске без участия российской стороны) и на “GM-АвтоВАЗ” (совместное предприятие, производит внедорожники Chevy-Niva). Другие совместные предприятия собирают незначительное количество автомобилей марки BMW, Hyundai и KIA. В настоящее время общая доля этого сегмента, несмотря на недавний рост, составляет всего лишь около 7% рынка. Рост данного сегмента в краткосрочной перспективе возможен за счет:

– наращивания производства Ford (30 000 автомашин согласно прогнозам Ford на 2004 г.);

– наращивания производства “GM-АвтоВАЗ” (максимальный объем – 75 000 автомобилей); основная надежда предприятия – новая модель на базе Opel Astra, которая должна поступить в продажу летом 2004 г.;

– запуска первой модели Logan совместного производства Renault и “АвтоФраМос” – “народного автомобиля” стоимостью от $7000 до $10 000, который должен состояться в середине 2005 г. (потенциальная производственная мощность – 60 000 автомашин); успех данного проекта сложно спрогнозировать, однако российские дилеры позитивно оценивают данную модель, поскольку это машина западного качества, спроектированная специально для развивающихся рынков.

Ожидать существенных изменений в долгосрочной перспективе можно только с приходом в Россию таких компаний, как Toyota и Volkswagen. Однако приход этих компаний под вопросом. При растущем спросе на качественные автомобили, а также при сохранении пошлины на новые иномарки на уровне 25% вариант импорта остается более рентабельным и менее рискованным, особенно для азиатских производителей, стоимость автомобилей которых привязана к доллару США, а не евро. Однако независимо от дальнейшего развития событий мы рассчитываем увидеть значительный приток инвестиций в инфраструктуру сбыта и обслуживания иномарок.

Вероятно, импортеры новых иномарок будут в выигрыше как от сохранения или снижения уровня импортных пошлин на новые автомобили, так и от роста располагаемых доходов в обозримом будущем, при условии что в политике правительства не произойдет существенных изменений, заключающихся в создании благоприятного климата для инвестиций в российскую автомобильную промышленность.