НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Об искусстве правильно ошибаться


Вы никогда не задумывались, чем отличаются люди незнающие от заблуждающихся? Все очень просто: первые допускают ошибки несознательно, а вторые потому, что воображают себя знающими. Для бизнес-руководителей вторая категория особенно опасна. Недостаток знаний можно восполнить дополнительной информацией, а вот если топ-менеджер настойчиво, с завидным упрямством и не менее завидным удовольствием продолжает придерживаться своих собственных глубоких заблуждений, то рано или поздно это может привести компанию к краху.

Конечно, было бы здорово учиться на своих ошибках заочно, но, к сожалению, они неотделимы от нашей жизни. Остается только изучать чужой опыт. Видимо, поэтому американский профессор менеджмента в Дармутской школе бизнеса им. Амоса Така Сидни Финкельштейн решил помочь людям в решении этого вопроса. Результатом его шестилетних усилий стало фундаментальное исследование закономерностей серьезных менеджерских неудач среди 51 компании мирового уровня, включая таких гигантов, как Ford, Nissan, Sony, Enron, Worldcom и многих других. Российский читатель может ознакомиться с этим уникальным анализом на страницах книги “Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций. Анализ и практические выводы”. Надо сказать, что для Сидни это не первый писательский опыт. Его публикации в Harvard Buisness Review и книга Top Executives and Their Effects on Organizations уже в конце 1990-х позволили приобрести ему репутацию профессионала в области менеджмента, однако его последний труд по-своему уникален. Он не только основан на личном общении с “героями” дефолтов и дает четкую систематизацию ошибок, но и содержит критический анализ существующих подходов. В результате автор пытается научить читателя одному из наиболее востребованных по жизни качеств – искусству правильно ошибаться. Какие же практические рекомендации этого бестселлера применимы к российским условиям?

Очень интересен анализ причин неудач. Убедительно показано, что на высшем руководящем уровне теории “бездарности принятых решений”, “невозможности предвидения катастрофы”, “нерадивости подчиненных”, “недостатка лидерских качеств и материальных ресурсов” и, наконец, “мошенничества директоров” просто не работают! В основе кризисов компаний лежат совсем другие условия и причины. Что касается условий, то весьма нагляден наш собственный опыт в банковской сфере. Во время кризиса 1998 г. основными условиями, в которых произошло банкротство крупных банков, были следующие: необходимость реагировать на изменения бизнес-среды (дефолт системы внутреннего долга страны на рынке ГКО-ОФЗ), нахождение в процессе слияний и поглощений (банк СБС только начал сливаться с Агропромбанком, образуя СБС-Агро), резкое усиление конкурентного давления (значительная часть клиентов из крупных банков после кризиса сразу перешла в средние банки, которые пострадали в меньшей степени), организация нового проекта (например, Инкомбанк вел большое число затратных инвестиционных проектов). Именно на эти условия возникновения кризисных ситуаций и обращает внимание американский профессор, несмотря на то что ни одну российскую компанию он не изучал.

Второй, наиболее важной для практики частью книги является анализ причин принятия ошибочных бизнес-решений. Автор выделяет четыре деструктивные модели поведения топ-менеджеров: принятие решений в условиях искаженных представлений о действительности, губительные “установки” лидера, сбои в системе информационного обеспечения руководства и избыток лидерских качеств, который не позволяет вовремя признавать свои промахи.

Третьей, наиболее интересной и спорной частью бестселлера являются практические рекомендации. В целом они сводятся к тезису о том, что все недооцененное мстит, а все переоцененное подводит. Впрочем, для творческого читателя приведенной фактологии вполне достаточно, чтобы и самому сделать вывод о том, что бояться ошибиться – это уже ошибка. Поэтому если по прочтении книги у вас появится твердое убеждение, что все написанное к вам не относится, то вспомните Конфуция, который говорил: “Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок”.