SEC ловит инсайдеров


Расследование SEC касается сделок по дополнительному размещению акций по закрытой подписке. Такой способ быстрого привлечения средств нередко используют небольшие компании. Акции предлагаются с дисконтом ограниченному числу институциональных инвесторов, которые не имеют права начинать публичную торговлю ими ранее оговоренного срока. Поскольку в результате сделки объем предложения акций увеличивается (пусть они и поступят на рынок через какое-то время), а доля существующих акционеров размывается, после объявления о таких допэмиссиях акции компаний на открытом рынке обычно снижаются.

SEC полагает, что ряд хедж-фондов, которым брокерские компании рассказывали о готовящемся размещении, предлагая купить акции, могли играть против этих акций, проводя продажи без покрытия. В таких сделках (вполне легальных) инвестор, ожидающий падения котировок, берет акции в долг, продает их, а после падения покупает по более низкой цене. В описываемых случаях хедж-фонды могли делать ставки до публичного объявления о размещении допэмиссии. После падения цен они покупали акции, чтобы вернуть долг, а выигрыш положить себе в карман.

Это ставило хедж-фонды, располагавшие инсайдерской информацией о готовящейся эмиссии, в привилегированные условия по сравнению с другими инвесторами. Кроме того, SEC считает, что сотрудники хедж-фондов и брокерских компаний пользовались системами мгновенного обмена текстовыми сообщениями через Интернет, чтобы их общение нельзя было отследить (электронные письма они обязаны хранить в течение нескольких лет).

Расследование SEC длится уже несколько месяцев, документы были запрошены у 22 брокерских компаний, агентов по размещению акций и хедж-фондов. Среди них – Banc of America Securities (подразделение Bank of America), Cowen Securities (подразделение Societe Generale), Piper Jaffray, Jefferies Group, Roth Capital Partners, Rodman & Renshaw и Sunrise Securities, BayStar Capital. Почти в 20 случаях у комиссии возникли серьезные подозрения в нарушении законодательства о ценных бумагах. По результатам окончания расследования комиссия имеет право подать против нарушителей судебный иск.

По информации источника, знакомого с ситуацией, SEC обратила свое внимание на сделки по размещению акций по закрытой подписке после неоднократных жалоб в комиссию со стороны крупной компании по управлению паевыми фондами. Ее трейдеры заметили, что в ряде случаев стоимость акций небольших компаний падала перед официальным заявлением компании о допэмиссии акций по закрытой подписке. Кроме того, порой, по наблюдению этих трейдеров, хедж-фонды в период подготовки сделки агрессивно играют на понижение акций компании, чтобы сорвать сделку. “И если компания затем отказывается проводить допэмиссию, хедж-фонд обращается к ней напрямую с предложением купить все акции, предназначавшиеся для размещения”, – говорится в письме управляющей компании в SEC. В этом случае хедж-фонд покупает бумаги компании по еще более низкой цене.

Трейдеры описывают, в частности, одну сделку – с акциями FARO Technologies, небольшой фирмы по производству программного обеспечения для промышленных и производственных компаний. В ноябре прошлого года она разместила акции на $40 млн по закрытой подписке. На открытом рынке они торговались в четверг, 6 ноября, по $28,5, однако 7 и 10 ноября на больших оборотах упали на 11% – до $25,3. 11 ноября FARO объявила о допэмиссии. SEC выясняет, не получил ли кто-либо из хедж-фондов информации о предстоящей сделке и не начал ли играть на понижение.

Расследование SEC проходит на фоне призывов некоторых конгрессменов и регуляторов ужесточить контроль за деятельностью хедж-фондов. По данным аналитической фирмы Tremont’s TASS Research, количество хедж-фондов в США в последние годы резко увеличилось, а объем активов под их управлением вырос с $400 млрд в конце 2000 г. до $830 млрд в марте 2004 г. Уже в июле SEC может внести предложение об обязательной регистрации хедж-фондов в комиссии. Год назад SEC начала расследовать обстоятельства, при которых брокеры получали щедрые вознаграждения от крупных инвесторов, в том числе и от хедж-фондов, в обмен на предоставление им инсайдерской информации о готовящихся сделках. (WSJ, 8.07.2004, Дмитрий Говоров)