Кому выгодна старость


В 2001 г. Майкл Мелинджер и его жена Джеки купили франшизу у крупной компании по уходу за престарелыми Home Instead Senior Care. За три года бизнес крепко встал на ноги и сейчас на Мелинджеров работают 75 человек. Вспоминая свои первые шаги в новом бизнесе, супруги Мелинджер говорят: “Мы знали людей, которые жили в домах престарелых, потому что дома никто не мог помочь им сходить в магазин или приготовить еду. Глядя на них, мы решили открыть наш бизнес”. Но прежде чем окунуться с головой в новое дело, они занялись изучением демографии. Результаты исследования потрясли супругов. Они выяснили, что 12,2% всего населения США составляют старики старше 65 лет. Сегодня их 35,6 млн человек. А к 2030 г. каждому пятому американцу будет 65 лет или больше.

Согласно январскому исследованию журнала Entrepreneur, сегодня все больше малых американских предпринимателей рассматривают уход за престарелыми людьми как наиболее перспективное направление бизнеса. Объем продаж семи ведущих компаний-франчайзеров в этом секторе вырос на 39% с осени 2002 г. до осени 2003 г. В этот же период времени было открыто 370 новых франшизных предприятий. Президент Home Instead Senior Care Пол Хоган говорит, что, пока в других сферах бизнеса франчайзеры борются за клиентов, его компания ежемесячно получает 400 заявок от франчайзи. Среди желающих открыть бизнес в этой области много молодых, энергичных и хорошо образованных людей. В среднем им не более 40 лет, и в прошлом многие из них работали адвокатами, менеджерами по продажам или ресторанными менеджерами. Супруги Мелинджеры добавляют к этому, что уход за стариками требует больших затрат энергии, поэтому работники, занятые в этом бизнесе, должны быть относительно молоды. “Одними из наших первых клиентов были 90-летние старики, которые попросили, чтобы им помогли гладить белье, – рассказывает Джеки Мелинджер. – День выдался очень жаркий, и наша работница вернулась от них мокрая от пота. Она громко жаловалась на то, что в доме не было кондиционеров, и заявила, что больше близко не подойдет к этой ужасной груде неглаженных наволочек, простынь и занавесок. Ей и не пришлось этого делать, потому что старики позвонили нам в тот же день и отказались от услуг. Кажется, хозяйка дома была недовольна тем, как работница сложила выглаженные вещи”.

Несмотря на все трудности, Мелинджерам удалось достаточно быстро набрать большое количество клиентов, и бизнес перестал приносить убытки. Более того, супруги в кратчайшие сроки вернули $50 000, которые они изначально инвестировали в бизнес. Сегодня у Мелинджеров два офиса в Чикаго, где восемь менеджеров продают их услуги клиентам. На данный момент они обслуживают 80 престарелых семей. “Наш бизнес очень прибыльный, но вести его нелегко”, – говорит Майкл Мелинджер.

Home Instead Senior Care и его франчайзи платят работникам от $8 до $12 в час, а с клиентов получают в два раза большую сумму. Но в Чикаго, где на рынке очень большая конкуренция, Мелинджеры берут со стариков максимум $18 в час с учетом того, что работник будет приходить клиенту не менее чем на два-три часа в день. Если же клиенту требуется круглосуточная сиделка, то он платит $180 в день.

Консалтинговая компания FranchiseHelp из штата Нью-Йорк приводит следующие цифры по франшизному бизнесу в этой сфере: в 2002 г. доход одного из предприятий-франчайзи денверской компании по уходу за престарелыми Homewatch Caregivers составил $1,26 млн. Расходы же равнялись $1,14 млн, включая выплату роялти и зарплат. Прибыль составила $123 746. В компании трудятся 60 работников по уходу за престарелыми, чуть меньше, чем на предприятии Мелинджеров.

По словам Мелинджеров, одна из самых животрепещущих проблем их бизнеса – это поиск подходящих кадров. “Средний американец не хочет выполнять подобную работу”, – говорит Майкл Мелинджер, который пытается набирать персонал как через рекламные объявления, так и через личные связи. Он говорит, что 45% потенциальных работников не приходят на назначенное собеседование, а многие покидают работу в первые несколько дней. В результате компании приходится брать на работу выходцев из Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Эти люди согласны трудиться, лишь бы остаться в США. Все заработанные деньги они отсылают на родину. К подобным сотрудникам Мелинджер предъявляет одно жесткое требование: они должны бегло говорить по-английски. Кроме них компания часто нанимает студентов, молодых матерей, пенсионеров и людей типа 49-летней Сары Окон, которая говорит, что она “любит работать со старшим поколением”. “Я никогда не разбогатею на этой работе, но мне она нравится, тем более что я все-таки зарабатываю какие-то деньги”, – добавляет она.

В целом кадры в секторе ухода за престарелыми обновляются каждый год на 50%. По словам Мелинджеров, есть только один способ удержать работника – надо создать приятную, семейную атмосферу в компании. Так, стены офиса Мелинджеров украшают фотографии работников и клиентов на праздничных вечерах, которые компания регулярно для них организует. Рядом висят фотографии трех дочерей Мелинджеров. “Некоторые думают, что мы просто зарабатываем деньги, – объясняет Майкл Мелинджер. – Ничего подобного. Этот бизнес можно вести, только если вкладываешь в него всю душу”. Мелинджер считает, что старики сразу чувствуют, как к ним относятся. Одна 90-летняя старушка показала работнику компании свое ранчо в пригороде Чикаго. Она провела его по запыленным комнатам, где в старинных шкафах хранились фарфоровые сервизы и наборы стеклянной посуды. “Посмотрите, какая красота! – говорила старушка. – Но разве я могу ухаживать за всем этим сама? Я очень независимый человек и ни за что не попрошу помощи у соседей. Слава богу, что есть такие компании, как ваша. Хоть кто-то может обо мне позаботиться”.

Бизнес Мелинджеров успешно развивается. И все же каждый день супругам приходиться разрешать множество сложных проблем. Они говорят, что ведение их бизнеса требует определенных знаний и навыков.

Вот несколько советов, которые они и другие специалисты в этой области готовы дать начинающим предпринимателям, только задумавшим купить франшизу в сфере ухода за престарелыми.

Бизнес по уходу за стариками может успешно развиваться в тех регионах страны, где проживает очень много престарелых людей, говорит Джеф Бевис, вице-президент по франшизе агентства по уходу за престарелыми Comfort Keepers. “Например, этот бизнес невозможно вести в Восточном Кентукки”, – добавляет он.

Прежде чем приобрести франшизу, нужно позвонить другим франчайзи, работающим в регионах с похожей демографической ситуацией. Стоит связаться и с бывшими франчайзи и разузнать, почему те вышли из бизнеса.

Надо приготовиться к многочисленным и дотошным расспросам франчайзеров. Большие компании-франчайзеры в секторе ухода за престарелыми могут позволить себе выбирать. “Мы хотим продавать франшизы тем, кто смотрит на жизнь оптимистично, умеет вести дела в бизнесе и налаживать связи с клиентами”, – объясняет Хоган. Home Instead Senior Care принимает всего 1% от 400 заявок, которые компания получает ежемесячно.

Необходимо понимать, что в зависимости от спектра предоставляемых услуг этот бизнес может регулироваться различными федеральными законами и подвергаться регулярным проверкам.

Стоит помнить, что клиентами в этом бизнесе являются не только сами старики, но и их взрослые дети, которые регулярно, а иногда и ежедневно звонят в компанию, чтобы узнать, как чувствуют себя их родители. Например, в офисе Мелинджеров телефоны не смолкают целыми днями.

В этом бизнесе очень высокая конкуренция. Помимо франшизных предприятий предоставлением услуг в этом секторе занимаются независимые частники. Обычно они берут со стариков меньшие деньги. Если в связи с этим у предпринимателя возникает желание понизить тарифные ставки, то вскоре норма его прибыли начинает быстро падать. (WSJ, Мария Подцероб)