Перезагрузка знаний


В парижском офисе производителя инфокоммуникационного оборудования Cisco Systems примерно раз в месяц в середине недели проходят научно-популярные лекции. Круг тем довольно разнообразен. Например, одна из недавних лекций была посвящена антропологии. На ней приглашенный специалист в этой области поведал свою точку зрения на то, чем человек отличается от животных. Другая касалась футурологии – сценарий развития мира на 100 лет вперед. Подобное практикуется в уфимской консалтинговой компании “Тау Прогрессор”. Чуть реже, чем в Cisco, – раз в два месяца – один из сотрудников готовит доклад на тему, которая обычно выходит за рамки специализации компании (маркетинг). Например, финансовый анализ или стратегическое планирование в условиях олигопольного рынка. А иногда директор “Тау Прогрессора” Владимир Усов, будучи биологом по образованию, рассказывает сотрудникам, как устроен мир с точки зрения биологии.

Польза от этих, не имеющих на первый взгляд отношения к делу знаний – в развитии творческого потенциала сотрудников. По словам профессора ГУ-ВШЭ Андрея Кузьмичева, подобный метод уже давно применяют японские корпорации. Они намеренно погружают проектные команды в новую среду – географическую (поездка в другой город) или интеллектуальную (могут быть те же лекции по биологии и т. п.). Логика такова, что эта информация в силу своей отвлеченности является для сотрудников своеобразными стрессом, который приводит к изменению модели поведения. И это, по словам Кузьмичева, является хорошим условием для создания инновационных бизнес-решений или продуктов.

Практическую ценность этой теории наглядно демонстрируют те, кто зарабатывает деньги своей креативностью. Прежде всего это рекламные агентства. К примеру, в петербургской креативно-консалтинговой группе Gradi раз в месяц проводятся так называемые “креативные четверги” – собрания, на которых сотрудники делают доклады на произвольные темы. На одном из последних дизайнер агентства выступил с лекцией о производстве сыров. По словам директора этого агентства Сергея Леликова, криэйторы узнали, что за каждым из сортов стоят свои легенда, география, культура потребления и ценности того или иного народа. “Все это помогло посмотреть на продукт под другим углом и навело на мысль, что неплохо было бы создать брэнд для специализированного магазина (“сырного бутика”), который не просто продавал бы сыр, как это делают обычные магазины, а избрал бы своей миссией расширить знания петербуржцев об этом древнем продукте и культуре его потребления, используя самую широкую географию по странам-производителям”, – рассказывает Леликов.

Компании, в которых творчество не является профильным направлением, на самом деле преследуют те же цели, что и креативщики. Владимир Усов любит рассказывать своим сотрудникам про “адаптивные стратегии” у растений, с какими механизмами они работают и как с помощью этих ботанических теорий можно понять поведение компании на рынке. “Мы работаем со сложными системами, которые ведут себя контринтуитивно, т. е. независимо от воли человека, – размышляет Усов. – На примере жизни любого объекта природы можно найти много аналогий с принципами функционирования бизнеса. Адаптивные стратегии растений и компаний – это практически одно и то же”.

Одну из таких аналогий довольно четко обрисовала сотрудница компании Усова, “вынужденная” вникать в тонкости биологии. Консультанту “Тау Прогрессора” Анастасии Лавровой особенно запомнилось правило одного ограничивающего фактора. В природе он действует так: для нормального запуска механизмов развития растения из семечка необходимы тепло, вода, воздух. Если чего-то не хватает, процесс останавливается или идет ровно настолько, насколько хватает ресурса. По мнению Лавровой, аналогичным образом ведет себя и любой бизнес. “Правило простое, возможно, мы его учили в школе на уроках ботаники, – вспоминает она. – В практическом виде это правило всплыло здесь при работе в нашей компании. Наша задача [как консультантов] как раз и сводится к поиску того единственного ресурса, которого на этот момент не хватает клиенту. Это может быть и харизма руководителя, и качественные бизнес-процессы, и все, что угодно. Как только этот ресурс нашелся, реализация проекта превращается в набор простых и понятных действий”.

А в Cisco Systems на одну из последних лекций по “отвлеченным от бизнеса” наукам пригласили анестезиолога. Присутствовавший на ней консультант Cisco Николай Ермошкин был немало удивлен, узнав, что прорыв в этой сфере за последние 10 лет ничуть не уступает прорыву в области информационных технологий. Ермошкин считает, что подобная информация, выходящая за рамки узкого рынка, очень полезна, несмотря на то что не имеет прямого отношения к каждодневной работе. Особенно для тех, подчеркивает он, кто трудится в интеллектуальной сфере. Ермошкин признается, что уже использовал несколько из услышанных идей в своей книге. “И уж как минимум интересная информация – это всегда хорошая возможность придать разговору новую струю. На деловом ужине, например”, – добавляет он.

Положительное влияние новой информации можно объяснить с помощью психологии. Подсознательную сферу человека, которая по объемам и возможностям, как известно, превосходит сознательную, в повседневной жизни подавляет рациональное мышление. “Оно находится под управлением разного рода норм, которые блокируют подсознание. Человек, думая о работе, движется в тоннеле, образованном границами норм работодателя, профессии, культуры, ролевыми сценариями и т. д., – поясняет Андрей Ульяновский, руководитель высшей школы маркетинговых коммуникаций РГПУ им. Герцена. – Новая информация позволяет расширить сознание и высвободить подсознательные участки”.

Ермошкин соглашается с этим утверждением, добавляя, что, если человек в течение нескольких лет фокусируется на одной теме, он зашоривается. При этом он полагает, что у российских специалистов есть большое преимущество, образование в российских школах и вузах дает более широкий слой информации, чем это принято на Западе. Но все равно с годами дополнительные знания забываются, а непосредственная работа поглощает целиком. “Для российских менеджеров, на мой взгляд, большая проблема – бесконечная текучка и излишняя, иногда почти болезненная концентрация на сиюминутной задаче, – говорит Ермошкин. – Они напоминают велосипедиста-гонщика с носом у руля. Это не всегда эффективно – те же велосипедисты тактически нередко стараются выпустить соперника вперед и наблюдать за ним”.