ИНТЕРВЬЮ: Олег Анатольевич Чиркунов, и. о. губернатора Пермской области


ПЕРМЬ – Пермская область, входящая в десятку самых богатых в России, но так и не избавившаяся от имиджа закрытого региона, каким она была при советской власти, наконец решила заявить о себе всей стране. Местная администрация превращает регион во всероссийский полигон реформ: в прошлом году мэрия Перми первой в России отдала городской водопровод в управление частной компании, в этом году Пермская область, опять-таки впервые в стране, начала процесс объединения с Коми-Пермяцким округом, в результате чего в составе Российской Федерации появится новый субъект – Пермский край. Стремление пермских властей к переменам было отмечено в Кремле – губернатор Юрий Трутнев получил пост министра природных ресурсов, а и. о. губернатора Пермской области на срок до 1 декабря 2005 г. был назначен 45-летний Олег Чиркунов, бывший сенатор и бизнесмен. О том, как будут проводиться реформы в Перми и к чему они должны привести, Чиркунов рассказал “Ведомостям”.

– В чем смысл объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого округа?

– Исторически была Пермская область, внутри которой существовал Коми-Пермяцкий округ, к счастью сохранивший свою национальную самобытность. Так получилось, что административно в годы перестройки округ был выделен из состава области. Но его жители по-прежнему выбирали своего депутата в Законодательное собрание области, участвовали в выборах губернатора Пермской области, лечились в пермской областной клинической больнице. В силу географического положения все транспортные потоки, как грузовые, так и пассажирские, проходят через областной центр. Сохранились все контакты и связи. Объединение – это чисто управленческий шаг, по сути, мы лишь меняем механизм государственного управления, создаем единый бюджет.

– А зачем надо было выделять округ из состава области?

– Думаю, тем, кто принимал решение о выделении, казалось заманчивым сохранить донорский бюджет Пермской области и вдобавок получить 1 млрд руб. от Федерации в бюджет дотационного Коми-Пермяцкого округа. Мне кажется, это было основным мотивом. Кроме этого в те времена казалось, что деньги посыплются с неба, что даже самолеты, которые будут пролетать над территорией самостоятельных субъектов, станут платить им за этот пролет деньги. Как это сегодня ни удивительно, но такие тезисы действительно высказывались. Но деньги не посыпались. Жизнь оказалась сложнее.

– Почему эксперимент по объединению двух субъектов Федерации начат с Пермской области и Коми-округа?

– Всегда кто-то должен быть первым. Руководство наших субъектов решилось на этот шаг, сочло, что быть первым в этом процессе важно. Убежден, что в этом они не ошиблись. Результат референдума продемонстрировал волю населения края. Это было правильное и одно из самых сильных решений за последнее десятилетие. В том числе и с точки зрения повышения имиджа региона.

– А есть ли экономический смысл региону-донору, каковым является Пермская область, включать в свой состав дотационную территорию? Разве перестало быть выгодным ежегодно получать 1 млрд руб. из федерального бюджета?

– Начнем с того, что стране невыгодно иметь дотационный субъект. Ей интересно вместо двух субъектов, один из которых дотационный, получить один регион-донор.

– А что получит от объединения Пермская область?

– Для нас это значимо по нескольким причинам. Во-первых, как уже сказано, это юридическое закрепление фактически существующего единства двух территорий. Во-вторых, потому, что процесс слияния российских регионов начат именно с нас. При этом мы приобретаем если не особый статус, то особое название точно – Пермский край.

Экономически сильный регион собирается выиграть в политике, в имидже. Наряду с этим с федеральным центром проговорены варианты компенсации экономических потерь, которые понесет регион, чтобы за счет этих средств развить дотационную территорию. На весь переходный период – до 2008 г. – существующие дотации сохраняются.

У населения Коми-округа появятся дополнительные возможности пользоваться инфраструктурой, расположенной на территории области. Сейчас они ограничены. Услуги той же областной клинической больницы доступны коми-пермякам, но только на коммерческой основе.

Но объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа – это не только волеизъявление наших граждан, но и федеральный проект. Сейчас Федерация тратит миллиарды рублей на Коми-Пермяцкий округ. Через несколько лет они перестанут тратить эти деньги, и их придется зарабатывать нам здесь, на месте. Очень просто посчитать, какие деньги должна вложить Федерация для того, чтобы окупить этот свой проект. С точки зрения бизнес-подхода к окупаемости проекта им должно быть выгодно отдать нам сейчас пятилетний бюджет округа, чтобы за эти деньги мы создали механизм, при котором структура становится самоокупаемой.

– Как осуществляется ваше взаимодействие с федеральным центром сейчас?

– Мне помогает то, что четыре года я проработал в Москве в должности сенатора. По крайней мере, стал понимать, как устроен московский политический мир. Представляю, кто, как и какие решения принимает. Но сегодня мои задачи и проблемы находятся в основном внутри Пермской области. Как правильно выстроить цели? Как правильно определить миссию администрации? Как под эти цели построить структуру управления? Как обеспечить систему кадрами так, чтобы она работала эффективно, как их стимулировать на результат? Все эти вопросы надо решать здесь, на месте.

Понятно, что привлечение федерального ресурса, участие в федеральных программах является значимым для региона. В связи с этим каждую неделю в Москве встречаюсь с людьми, пытаюсь сделать так, чтобы мы понимали друг друга. К сожалению, и надеюсь временно, очень далеко отошел от взаимодействия с Советом Федерации и Госдумой. Просто до этого не доходят руки, а это плохо. Они формируют правила игры, играть по которым придется нам всем. Но на все есть ограничения. Основным ограничением для меня является сейчас временной ресурс.

– С вашим назначением и. о. губернатора в администрации Пермской области начались кадровые перестановки. Чиновники из прежней команды Юрия Трутнева уходят. Представляя Геннадия Буничева своим первым замом, вы назвали его эффективным менеджером, финансистом, построившим модель управления компанией “ЛУКОЙЛ-Пермнефть”. Означает ли это, что управление областью будет построено по принципам управления корпорацией?

– Это значит, что оно будет строиться по принципу эффективного управления. Недавно выступил с докладом перед депутатами Законодательного собрания Пермской области о своем видении социально-экономического развития региона. Суть в том, что любой коллектив, организация, администрация области должны быть нацелены на достижение конкретных результатов.

Своей целью мы назвали качество жизни населения и попробовали описать, по каким критериям оцениваем продолжительность жизни населения, заболеваемость, уровень преступности, число убийств, число преступлений против личности и т. д. Мы определили задачи и обозначили их в цифрах, а также обозначили два стратегических приоритета.

Первый из них – это стимулирование развития экономики. Как мы это будем делать? Влиять на расширение рынков, снижать издержки бизнеса и создавать комфортные условия для него. Этим занимается вице-губернатор Никита Белых, являющийся представителем Союза правых сил. Хорошая возможность внедрить либеральные идеи в государственное управление.

Второй стратегический приоритет – повышение качества государственного управления. Что это? Мы говорим о том, что все, что мы делаем, должно быть нацелено на результат. Бюджет тоже должен быть нацелен на результат. Когда речь идет об образовании, то мы должны понимать, что финансируем обучение ученика, а не смету школы. Та же самая ситуация в здравоохранении и других бюджетных сферах. Мы не должны оплачивать содержание стольких-то милиционеров, должны платить за результат их работы – число раскрытых преступлений, сокращение уровня преступности.

Формулировка предельно проста – вот деньги, которые мы изъяли из экономики на оказание бюджетных услуг, а вот результат, который мы получаем. Механизм такого управления, ориентированного на результат, внедрен в передовых российских компаниях, у нас его разрабатывает Геннадий Буничев, пришедший из бизнеса.

– Сильно придется менять структуру и кадровый состав администрации области под эти новые задачи?

– Существующий механизм достаточно эффективен. Но любой механизм надо постоянно совершенствовать под новые цели. Поэтому будем менять структуру администрации. Совершенно очевидно, что нам нужны люди, мыслящие экономическими категориями, которые будут думать не только о том, как дать качественное образование, но и о том, какой оптимальный ресурс надо использовать при этом, как эффективно потратить деньги. И это не изменение курса, это продолжение того, что сделано до нас.

– Какую роль в реорганизации администрации Пермской области будет играть консультационная компания ПАКК, бывший гендиректор которой Михаил Антонов стал вашим заместителем, курирующим агропромышленный комплекс области?

– Мы хотим широко привлекать науку и консультантов. ПАКК на слуху, мы с ним работаем как с консалтинговой фирмой. Но основной наш партнер в разработке системы управления – Высшая школа экономики. Целеполагание мы прорабатывали с ними. В каждой сфере попытаемся найти и привлечь лучших, тех, кто уже чего-то достиг на федеральном уровне.

[А нынешний] гендиректор компании ПАКК Сергей Романенко будет советником по привлечению инвестиций. Его функция – оказывать нам содействие в Москве: работать с инвесторами, приглашать их сюда. То есть нечто вроде торгпреда региона.

Порой выгоднее не держать собственный аппарат, а работать на аутсорсинге. Выгоднее купить готовый разработанный продукт или готовую голову в другом месте. Это тоже вопрос тактики той деятельности, которую мы сегодня осуществляем.

– То есть штат самой администрации будет сокращен?

– Постепенно штат администрации Пермской области будет оптимизирован. Представьте, что растет дерево. На нем яблоки. Изменилась погода. Подул ветерок. Что-то стало меняться – или время года, или еще что-то. Какие-то яблоки с дерева должны упасть. Сейчас как раз тот период, когда становится понятно: это яблоки с того дерева или не с того. Кто-то уже созрел и должен стать ростком для другого дерева.

– А оставшиеся “фрукты” будут каким-то образом мотивированы на результат, система оплаты их труда будет изменяться?

– Очень хотелось бы. Но мы поджаты с одной стороны юридическими аспектами, с другой – морально-нравственными. Скорее все же последними. Сколько бы мы ни обсуждали, что хорошему управленцу надо платить много, его зарплату всегда будут сравнивать с зарплатой школьного учителя. И это тупик. Пройдет еще долгое время до понимания того, что, чтобы завтра учитель получал достойную зарплату, сегодня ее надо платить управленцу. Хотя первые шаги в этом уже сделаны. Художественным руководителям наших театров платим больше, чем и. о. губернатора области.

– Как вы собираетесь привлекать в регион инвесторов?

– Пути определены в уже упоминавшемся докладе. Это снижение издержек бизнеса. Прежде всего, ликвидация перекрестного субсидирования. Не знаю еще, будем ли давать некие налоговые льготы. Это вопрос непростой. Можно и навредить… тем, на кого эти льготы не распространились.

Следующий блок – создание благоприятных условий для бизнеса. Инвесторы и управленцы должны знать, что Пермская область – это место, где можно комфортно делать деньги. Они должны приезжать сюда и удивляться нашим замечательным дорогам, зеленому городу, классной экологии, качественному образованию для их детей, безупречному здравоохранению, комфортной внешней среде и отсутствию уличной преступности. И вот все это нам предстоит создать.

– Получается, чтобы привлечь бизнес, перед этим надо так вложиться? А деньги у вас откуда?

– Это взаимосвязанный процесс. Мы тратим бюджетные деньги, создаем условия, развивается бизнес. Развивается бизнес – растет бюджет.

Инвесторы должны понимать, что администрация Пермской области все усилия прилагает, чтобы они именно здесь работали. Что она никогда их не обидит и не станет использовать административные рычаги, чтобы нажиться самим или протолкнуть своих да наших. Что в вопросах корпоративных конфликтов и собственности она всегда будет соблюдать нейтралитет. Что с пониманием отнесется ко всем проблемам, которые у бизнеса есть. Это уже очень много.

– У прежнего руководства Пермской области были договоренности с федеральными холдингами, головные компании которых находятся в Москве, а некоторые звенья производственной цепочки – непосредственно в области, об уплате налога на прибыль на ее территории. Какую политику вы планируете осуществлять по отношению к вертикально-интегрированным структурам?

– Считаю, что изменения в исполнительной власти области никогда и ни при каких условиях не должны влиять на тех людей, которые работают в области. Все обязательства, которые были взяты на себя моими предшественниками на посту губернатора области, должны быть выполнены. В этом преемственность власти, в этом стабильность для инвесторов и именно в этом визитная карточка Пермской области. Инвесторы знают – что бы ни случилось с властью, все, что им было обещано вчера, будет исполнено сегодня. А все, что обещано сегодня, должно быть исполнено завтра. Это законы бизнеса, но они и во власти должны действовать.

– Вы собираетесь участвовать в выборах губернатора Пермского края?

– Было бы безответственно с моей стороны прийти на полтора года и сказать: “Я больше не хочу”. Бессмысленно браться за дело, которое не собираешься довести до реального результата. Управление областью – это сложный проект. Даже несмотря на то, что я был внутри команды губернатора Пермской области Юрия Трутнева, несмотря на то, что работал в Совете Федерации и достаточно хорошо знаю ситуацию на федеральном уровне, необходимо время для вхождения в процесс. Время на адаптацию команды после замены лидера – это некий период. И этот период регион сейчас теряет. Все было бы гораздо проще, если б Трутнев пошел на второй срок. Это было бы благо для Пермского края. Частая замена губернаторов – это не хорошо.

А вообще, решать, кто будет губернатором, будут избиратели. Думаю, что неправильно с моей стороны идти на выборы в привычном формате, рассказывая, как много я сделаю для области. Если за полтора года, которые мне даны для управления областью, взятый нами курс будет устраивать население, то я пойду на выборы. Это будет видно по результатам социологических опросов. Рейтинг доверия Трутневу был 80%. Если в ближайшие несколько месяцев у меня будет меньше 50%, то серьезно задумаюсь над тем, нужен ли я Пермскому краю.

– Вы прославились тем, что стали единственным сенатором, проголосовавшим против принятия гимна на музыку Александрова. Почему вы сделали это?

– У каждого человека есть индивидуальный подход к нравственным вещам. Я не оцениваю голосование “за” или “против” принятия гимна как правильное или неправильное решение. Просто кто-то смотрит на это с одной позиции, а кто-то – с другой. У меня такая позиция. Очень сожалею, что она оказалась единственной.

– То есть вы так поступили, исходя из своих нравственных убеждений?

– Не верите? Но это так. Я голосовал против гимна на музыку Александрова потому, что это соответствовало моим нравственным убеждениям. Не оценивал возможные последствия. Если всегда думать о том, как тебя оценят, и исходить только из этих представлений, очень скучно жить. И очень страшно жить так на свете.

– Как отреагировал на ваше назначение бизнес?

– Три месяца назад налогоплательщики напряженно восприняли мой приход. Они не знали, какую позицию я займу по отношению к ним. Сейчас они уже могут делать первые выводы.

Мне кажется, что свое отношение к бизнесу мы продемонстрировали. Мне кажется, все налогоплательщики должны были понять, что мы считаем их важными и уважаемыми в Пермской области. Надеюсь, это так.

– Вы не раз говорили о необходимости проводить проверки предприятий на предмет добросовестности уплаты ими налогов…

– Не вижу в этом противоречий с заявленной выше позицией. Мы понимаем, что это не наша функция, а функция налоговых органов. Но мы, как региональная власть, попросили бизнесменов быть аккуратными в уплате областных налогов. При этом наша позиция такова, что с налоговой оптимизацией бороться не имеем права. В этой части работаем с Госдумой, чтобы более четко прописать налоговые правила игры. Часть наших законопроектов по малому бизнесу уже получила положительный отзыв правительства.

В первую очередь мы бы хотели легализовать зарплаты. Мы рекомендуем предприятиям: “Платите налоги с зарплаты”. Это реально. Никому не нужен необоснованный риск. У нас уже есть практика подписания соглашений с налогоплательщиками, предусматривающих взаимные обязательства.

– Став и. о. губернатора Пермской области, вы не скрываете того, что у вас есть бизнес, вы им гордитесь и не собираетесь его продавать. Это что – личное убеждение, что так правильно, так допустимо, или PR-линия?

– Допустите на секунду, что и государственные чиновники могут быть искренними, что не все определяется их PR-службами. Что гораздо комфортнее, когда говоришь правду, а еще лучше, когда тебя понимают. Что, когда базируешься на правде, это более уверенная позиция.

Я могу себе позволить роскошь говорить правду по той простой причине, что достаточно высоко ценю себя как специалиста. И я уверен, что всегда буду востребованным не в одном месте, так в другом.

Теперь про бизнес. Кто-то построил дом или посадил дерево. И это является предметом гордости. Я посадил деревья, построил дом, написал книгу и создал бизнес. И это является предметом моей гордости. Не понимаю, почему я должен это скрывать.

– Ваши права как собственника оформлены юридически?

– Юридически собственность оформлена на меня, но, когда я начал работать сенатором, в соответствии с требованиями законодательства передал ее в доверительное управление своему юристу.

– А конкуренты на вас косо не смотрят, с опаской, что вы начнете использовать административный ресурс в бизнесе?

– Возможно, и смотрят. Их можно понять. Для России характерно использование административного ресурса для развития бизнеса. Более того, часто это конкурентное преимущество. В этом беда страны и самого бизнеса.

Я понимаю это, но не собираюсь этим пользоваться. Потому что это не соответствует моим личным интересам. Потому что управлять областью – это мой новый управленческий проект, под которым я поставил свое имя! Мне важно, чтобы этот проект был успешным. Важно как для личности, как для управленца. Каковы гарантии? В том числе – ваша работа, т. е. работа прессы. Есть факты использования административного ресурса? Публикуйте… Прямо под интервью.