Заветные 1000 у. е.


Рекрутинговая компания “Анкор” проанализировала состояние зарплат специалистов среднего и высшего звена в 10 российских городах. В медианном исследовании (оно исходит из наиболее часто встречающихся предложений по зарплате) в общей сложности приняли участие около 300 компаний. В отличие от Москвы работодатели региональных городов заметно повысили зарплаты своих сотрудников по сравнению с 2003 г. Екатерина Варга, менеджер проекта “Анкора”, связывает это с ростом производства.

Исследование показывает, что после Москвы лидерами в зарплатах являются Петербург, Ростов-на-Дону и Екатеринбург. Именно в этих регионах зарплаты специалистов, деятельность которых связана со сбытом продукции, – менеджеров по продажам, маркетологов, приблизились или уже перевалили рубеж $1000. Зарплаты “третьего эшелона”, стремящиеся к заветной цифре, – у Краснодара, Новосибирска и Нижнего Новгорода. Согласно данным “Анкора” и его региональных представительств, во всех случаях тон задают руководители отделов продаж. Понемногу к ним приближаются менеджеры по маркетингу, логистике, IT, HR, а также специалисты производственной и финансовой сферы.

Для людей, работающих в регионах, зарплата в $1000 является в некотором смысле показателем успеха. “Зарплатой в $1000 могут похвастаться не все компании”, – говорит руководитель отдела продаж корпоративного программного обеспечения Южной софтверной компании из Ростова-на-Дону Роман Перехрест. Сам Перехрест перешел этот рубеж в конце 2002 г. Большая часть его зарплаты, как и зарплаты подчиненных, зависит от продаж, но в этом году $1000 он получает только в самые неудачные месяцы, а один раз ему даже удалось в четыре раза превысить эту цифру. В прошлом месяце трое из 14 менеджеров его отдела перевалили заветный рубеж.

По исследованиям “Анкора”, в этом году к ростовским “тысячникам” присоединились начальники отдела информационных систем и технологий, а также маркетологи. Денис Радионов, директор по персоналу компании “Новое содружество” (управляющей компании нескольких заводов Ростова-на-Дону, Ростовской и Волгоградской областей; среди них – “Ростсельмаш”), считает, что динамика роста зарплат маркетологов высокого уровня даже обогнала сэйлзов. “В целом особенных потрясений в столичных и, соответственно, региональных зарплатах менеджеров по продажам в ближайшее время не будет, – уверяет он. – Стало понятно, что рынок не может потреблять больше, чем способен. Компании ощутили барьер экстенсивного роста”. Большой спрос на директоров по маркетингу и, соответственно, их отток из Москвы и других регионов, по его словам, в некоторых случаях увеличили зарплату маркетологов на 30–40%.

В Екатеринбурге, согласно данным “Анкора”, четырехзначные предложения в этом году коснулись менеджеров по маркетингу и логистике. Екатерина Варга объясняет это тем, что в последние год-два оформилась сама профессия, т. е. работодатели наконец-то уяснили, какая польза от маркетологов и логистиков, и это повлияло на их оценку. Между тем екатеринбургское отделение “Анкора” по-прежнему как самый интенсивный оценивает рост зарплат руководителей отделов продаж. В первом полугодии этого года относительно прошлого он составил, по их данным, 55%.

Радионов считает, что сегодня во многих крупных региональных компаниях руководители отделов продаж могут получать даже больше, чем в Москве. “Это связано с попытками многих компаний выйти в соседние регионы”, – считает он. Этот же фактор влияет на снижение головокружительного разрыва между зарплатами руководителей отделов продаж и других подразделений. Прежде всего эксперты рынка ссылаются на производственную и финансовую сферы. Например, петербургский “Анкор” подсчитал, что в прошлом году рост зарплат специалистов производственно-технической сферы в Петербурге составил 23%, в то время как динамика роста зарплат лидеров (из сбытовых подразделений) немногим больше – 29%.

Гаянэ Балян, консультант новосибирского “Анкора”, говорит также, что в последнее время в компаниях, имеющих представительства в других регионах, заметно растут зарплаты главных бухгалтеров – им приходится работать с представительствами, удаленными от офиса. К их зарплатам в Новосибирске приближаются зарплаты специалистов финансово-экономических отделов. Правда, рост зарплат финансистов наблюдается и в Москве, и в остальных регионах. Тамара Новикова, управляющий директор по развитию персонала и кадровой политике компании “Илим Палп”, говорит, что за последний год зарплата некоторых сотрудников отдела финансов выросла в полтора раза. Она связывает это со спросом на рынке, который требует удержания ценных специалистов.

Довольно сильно на зарплаты в регионах влияют московские менеджеры, решившие испытать себя на новом рынке и перебирающиеся на пару лет в регион. В этом случае возникает цепная реакция, и, как замечает Радионов, это заставляет конкурентные предприятия выписывать из Москвы подобных специалистов. Следуя этой логике, Радионов прогнозирует, что через год пик спроса в регионах будет именно на московских финансистов. Рекрутеры из региональных агентств добавляют к этому тот факт, что для кандидатов все большее значение приобретают знания международных стандартов финансовой отчетности (GAAP, IAS). Это связано с выходом российских компаний на зарубежные рынки, а также прохождением компаниями процедур на соответствие западным стандартам. Носители этих знаний по большей части пока работают в Москве.

Влияют на рост региональных зарплат и иностранные компании, работающие в регионах. Например, в Нижнем Новгороде в последние годы обосновались крупные международные IT-компании. В их числе Intel. В результате, по словам Марии Поповой, специалиста по обзорам зарплат нижегородского рекрутингового агентства “Мегаполис”, даже стартовые зарплаты IT-специалистов Нижнего Новгорода растут на 3–5% каждый квартал. Но при этом непрофильные компании, желающие нанять этих специалистов, вынуждены предлагать более высокие зарплаты – в среднем на 5–10%. Кроме того, сотрудники агентства отмечают активную перекупку специалистов любого профиля из иностранных компаний. “По мнению работодателей, специалисты, имея такой опыт, как правило, четко понимают поставленную задачу и владеют технологиями ее выполнения, лучше взаимодействуют с коллегами и клиентами, а также обладают дополнительными знаниями и навыками, полученными на всевозможных тренингах”, – говорит Александр Филиппенко, консультант по подбору персонала из “Мегаполиса”.