Это не игрушки


Главное управление по налоговым преступлениям МВД расследует деятельность группы, которая, по мнению милиционеров, занималась неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость (НДС) из бюджета. Замначальника главного управления по налоговым преступлениям МВД Константин Пирцхалава рассказал “Ведомостям”, что в схему были вовлечены предприятия из пяти регионов страны, в ходе расследования уже возбуждено 18 уголовных дел. “Но, судя даже по предварительным данным, их количество может приблизиться к 80”, – констатирует Пирцхалава.

Схема основана на том, что производители детских товаров имеют право платить НДС по льготной ставке 10%. (Основная ставка налога составляет 18%, до 1 января 2004 г. она была 20%.) Заплатив поставщикам сырья налог по ставке 20% и произведя из него игрушки, предприятие вправе обратиться за возмещением разницы между основной и льготной ставкой. Причем закон позволяет требовать возмещения либо в денежной форме, либо в форме зачета – в том числе списания недоимки по НДС.

“Расследование началось в прошлом году с того, что в налоговые инспекции начали в массовом порядке обращаться предприятия, для которых производство игрушек не было профильным: хлебозавод, водоканал, известные московские строительные компании, машиностроительный завод. Все они заявили о своем праве на возмещение НДС, якобы уплаченного при покупке сырья для производства игрушек, причем в форме погашения налоговой задолженности”, – рассказывает Пирцхалава. По его словам, большая часть задолженности была действительно погашена, поскольку по документам все выглядело безупречно. Правда, после того как началось расследование, 10 предприятий добровольно отказались от своих требований по возмещению НДС.

В ходе расследования выяснилось, что организаторы схемы предлагали предприятиям списание налоговой задолженности за 15–20% от погашаемой суммы, говорит Пирцхалава. По документам “оптимизаторы” покупали у фирм-однодневок сырье для производства мягких игрушек и тут же перепродавали его предприятиям, желающим сэкономить на НДС. Те якобы отправляли несуществующее сырье на екатеринбургский завод, принадлежавший ООО “Сервис групп XXI век”. Этот завод, существовавший опять же исключительно на бумаге, “производил” мягкие игрушки и продавал их фирмам-однодневкам.

Получалось, что однодневки – продавцы сырья исчезали и не уплачивали НДС. То же происходило и с однодневками, которые числились покупателями игрушек. А промежуточные участники цепочки требовали возмещения НДС из бюджета, поскольку по документам имели на это полное право. По словам Пирцхалавы, сделки оформлялись в крупном московском банке, который готовил и выдавал предприятиям пакеты документов о том, что денежные проводки по операциям с игрушками имели место в реальности.

Только с екатеринбургским заводом было связано более 80 предприятий, которые обратились в инспекции различных регионов страны с требованием возвратить им НДС на общую сумму 1,2 млрд руб. При проверке выяснилось, что “завод” представляет собой фруктохранилище без окон, освещения и отопления. Но, по словам Пирцхалавы, екатеринбургским заводом дело не ограничивается. “Игрушечная схема применялась по всей стране, ущерб измеряется десятками миллиардов рублей”, – говорит он.

“Неправомерное возмещение НДС из бюджета с помощью игрушечной схемы – это очень старый и распространенный способ ухода от налогов, – подтверждает менеджер по налогам компании “Энерджи Консалтинг” Константин Павлович. – Она применяется во многих регионах страны. Причем обычно суммы предъявляемого НДС невелики – до $100 000, чтобы “партия игрушек” не казалась слишком большой и не привлекала внимания”.

“Решением проблемы могло бы быть установление единой ставки НДС, – убежден сотрудник главного правового управления МВД. – Но, поскольку вопрос политический, мы до сих пор не находили понимания”. Однако сотрудник налогового департамента Минфина говорит, что упразднение льготной 10%-ной ставки возможно уже с 2006 г. “Мы планируем снизить основную ставку до 16%, отменив все льготы по НДС”, – напоминает он.