СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Как привлечь инвестиции


Рост в условиях конкуренции невозможен без совершенствования технологии, улучшения параметров продукции, повышения эффективности управления. Это обычный набор инвестиционных проектов, который ведет любая развивающаяся компания. Все они требуют финансирования, а количество денег, которое может отвлечь из оборота сравнительно небольшая компания, всегда ограниченно. Собственных средств, как правило, недостаточно даже при неплохой рентабельности бизнеса. Не инвестировать в развитие – значит в короткие сроки потерять конкурентоспособность. Следовательно, вопрос “инвестировать или нет” не стоит. На повестке дня другой вопрос: “Как получить внешние инвестиции, не потеряв при этом контроля над бизнесом?”.

Способы привлечения внешних инвестиций различаются по степени сложности: от простого – банковский кредит до более сложных – выпуск вексельного, облигационного займа и, наконец, IPO (от Initial Public Offering – “первоначальное публичное предложение” акций предприятия). Но вне зависимости от выбранного способа привлечения инвестиций, в большинстве развивающихся компаний система управления не поспевает за ростом бизнеса и не способна обеспечивать потребности в инвестиционном финансировании. Поясним на примерах.

Пример 1. Растущий бизнес ведет переговоры с портфельным инвестором – западной компанией о продаже блокирующего (25% + 1 акция) пакета акций. На руках у собственников бизнеса такие козыри – зарегистрированные права на новый популярный продукт, рост объемов продаж. Но переговоры заканчиваются неудачей, и все почему: а) у компании отсутствует сбалансированная стратегия, или, иначе говоря, не разработан реальный план развития, не просчитаны объемы инвестиций и сроки их окупаемости, нет плана маркетинговых и организационных мероприятий и много еще чего другого; б) и, кроме того, данные управленческой отчетности, предоставленной инвесторам, не подтверждены данными бухгалтерского учета, поскольку он не охватывает всех необходимых для анализа внутренней ситуации компании показателей (например, из данных учета невозможно понять фактическую прибыльность по каждому из продуктов компании, поскольку учет ведется котловым способом). Все вместе это настолько не соответствует общепринятой мировой практике ведения бизнеса, что западные инвесторы либо откажутся от переговоров, либо потребуют повышенную премию за дополнительный риск.

Пример 2. Менеджмент торгово-производственного бизнеса, представленного группой компаний, намеревается выпустить облигационный заем с размещением на российском фондовом рынке. При этом активы, обороты и обязательства бизнеса распределены по разным организациям; эти организации формально независимы друг от друга, причем состав и взаимоотношения этих организаций сильно менялись на протяжении последних двух лет. Кроме того, учет в этих организациях ведется разными способами, отсутствуют единые стандарты учета. В силу этого затруднено (или вообще невозможно) формирование консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности за несколько истекших отчетных периодов по правилам бухгалтерского учета. Искушенные инвесторы, изучая инвестиционный меморандум и проспект эмиссии, обязательно обратят на это внимание. И их решение будет аналогичным решению в примере 1 – отказ или дополнительная премия за дополнительный риск.

Из этих примеров следуют советы.

Опишите стратегию. Сегодня в российском бизнесе в большинстве случаев стратегия развития компании если и существует, то в неформализованном виде и находится в головах у владельцев бизнеса. Для потенциального инвестора этого недостаточно. Ему необходимо видеть перспективы развития бизнеса, маркетинговые и производственные планы, обоснованные и взаимоувязанные. В разработке стратегии должна присутствовать регулярность: как система производственного планирования предприятия проходит цикл “анализ исполнения плана прошлого периода – планирование на следующий период – формирование отчета об исполнении плана”, так и стратегический план должен периодически корректироваться в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды. Инвестиционная программа должна быть увязана по объемам финансирования, объектам, срокам и условиям возвратности. Инвестиционный меморандум должен содержать анализ рисков, основанный на данных об исполнении инвестиционных планов прошлых периодов. Такая подробная информация нужна в первую очередь портфельному или стратегическому инвестору. Широкий круг мелких инвесторов устроит квалифицированно составленный годовой отчет собранию акционеров, лишь бы он отвечал на поставленные вопросы и обладал стабильной год от года структурой информации.

Обеспечьте легальность юридической структуры бизнеса. Большинство бизнесов сегодня – это работа групп компаний. Если ваша стратегия предусматривает привлечение внешних инвестиций, вам необходимо задуматься о разработке юридически прозрачной структуры бизнеса или для начала его инвестиционного ядра. Разрабатывая юридическую структуру и схему финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрите возможность получения положительного финансового результата и достаточных оборотов в инвестиционном ядре, возможность подтверждения этих данных из официальной бухгалтерской отчетности. Задумайтесь об этом заранее – инвесторы хотят видеть сопоставимые данные в ретроспективе.

Добейтесь финансовой прозрачности управленческой отчетности. У каждой отчетности свои цели. Бухгалтерская отчетность предназначена для широкого круга внешних пользователей, в том числе и для налоговых органов. Она строится на бухгалтерском учете, имеющем жесткую форму и обязательные правила ведения. Управленческая же отчетность используется прежде всего менеджментом предприятия для целей управления и строится на аналитике данных бухгалтерского учета, а также на использовании дополнительных небухгалтерских показателей. Но если мы говорим о финансовой прозрачности, это значит, что управленческий учет должен вестись по тем же принципам, что и бухгалтерский, т. е. непрерывно, на основании первичных документов учета, принципом двойной записи, в отношении всех хозяйственных операций. Технически он может быть организован по-разному – и с применением ERP-систем (enterprises resources planning), и с использованием традиционных российских учетных систем (1С, “Галактика”, “Парус” и др.). Главное, чтобы регистры учета, направления аналитики, справочники, формы планирования и отчетности были взаимоувязаны по составу информации, применялись единые для всех организаций группы способы отражения в учете хозяйственных операций.