СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ: Три дня по болезни


Снижение Единого социального налога сокращает отчисления в государственные внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования. Правительство пытается компенсировать выпадающие доходы соцстраха за счет компаний. Оплата первых трех дней болезни сотрудников станет не обязанностью государства, а повинностью работодателей.

Идея не нова. Впервые эта тема возникла в 2000 г., когда правительство разработало проект закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти”. Тогда он был отложен. Сейчас предложение рассматривается снова. В правительстве считают, что работодатели в результате снижения ЕСН смогут взять на себя оплату своим работникам трех дней по больничным листам. Однако если это произойдет, расходы работодателей на обязательное социальное страхование фактически не снизятся, а возрастут.

Существовавший до последнего времени ЕСН в размере 35,6% являлся тяжелым бременем для многих предприятий. Отрадно, что это стали понимать в правительстве и снизили налог до 26%. Но такая популярная мера, не продуманная в деталях, способна привести к пагубным последствиям.

По оценкам правительства, реформа ЕСН позволит компаниям сэкономить 215 млрд руб., и в правительстве считают, что неплохо было бы направить часть этой суммы на компенсацию выпадающих доходов ФСС. Размер отчислений в фонд уменьшается с 4% до 3,2%. Где взять недостающие, по мнению правительства, 0,8%? Предприятиям предложено оплачивать первые три дня больничных за счет своих средств.

Нынешнее снижение ЕСН – во многом механический шаг, который делают без реформы системы страхования социальных рисков. В 2001 г. ЕСН заменил страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды. Но система все более утрачивала страховой характер, и сейчас она перегружена нестраховыми выплатами, т. е. не связанными с риском потери заработка сотрудником. Это расходы на санаторно-курортное обслуживание, детско-юношеские спортивные школы, единовременные пособия при рождении ребенка и др. По оценкам, в 2004 г. из средств фонда социального страхования на данные цели будет направлено более 27 млрд руб.

Введение оплаты первых трех “больничных” дней за счет работодателей – лишь дополнительный источник финансирования нестраховых выплат. Ведь даже при снижении ставки ЕСН в части соцстраха до 3,2% фонда оплаты труда в системе обязательного соцстрахования будет достаточно средств на все страховые выплаты, т. е. пособия, связанные с временной утратой заработка. По прогнозам, в 2005 г. через ЕСН в ФСС от работодателей поступит 131,1 млрд руб., при этом затраты фонда на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам составят 85 млрд руб. Необходимо отметить также, что средств ФСС будет достаточно, чтобы профинансировать все страховые выплаты даже после снижения ЕСН.

Кроме того, при введении оплаты первых трех дней нетрудоспособности за счет работодателей последним придется расходовать в два раза больше средств по сравнению с выпадающими доходами ФСС. Ведь при предлагаемом снижении отчислений в ФСС экономия составит 23,2 млрд руб. в год. Работодателям же, по оценке аналитиков Координационного совета объединений работодателей России, оплата первых трех дней временной нетрудоспособности обойдется в 50 млрд руб. в год, что равносильно увеличению налога на фонд заработной платы примерно на один процентный пункт. Фактически это означает отказ от заявленного курса на снижение нагрузки на фонд оплаты труда и, по сути, дезавуирует принятые решения о снижении ЕСН.

В рамках подготовки Концепции реформирования социального страхования, рассмотренной на Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК) и одобренной правительством РФ в октябре 2003 г., сторонами социального партнерства уже были согласованы подходы к реформированию обязательств ФСС. В частности, стороны договорились, что выплаты, не связанные с утратой заработка, не должны финансироваться за счет фонда оплаты труда. Нестраховые выплаты уже составляют около четверти всех обязательств фонда и составят почти половину всех расходов в случае принятия предложений о сокращении обязательств по выплатам в случае временной нетрудоспособности. Это будет означать фактическую дискредитацию основ социального страхования.

Другим тревожным симптомом являются готовящиеся поправки в НК, среди которых исключение нормы, определяющей целевой характер средств, собираемых в виде ЕСН для реализации права граждан на государственное пенсионное и соцобеспечение (страхование) и медпомощь. Это только усилит нестраховой характер системы социального страхования.

Хронический недостаток средств и непрозрачность финансовых потоков делают систему неэффективной. Вся нагрузка почти полностью ложится на работодателя, который сегодня платит ЕСН, а также дополнительно уплачивает установленные государством взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате для некоторых предприятий налоговое бремя на фонд оплаты труда превышает 40%. Это приводит к негативным макроэкономическим последствиям – расширению теневого рынка рабочей силы, снижению уровня официальной (белой) заработной платы, сокращению поступлений в государственные внебюджетные фонды. Поэтому снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда является одной из главных задач реформирования системы соцстраха.

По мнению бизнес-сообщества, необходима комплексная модернизация всей системы. Работодатели выступают за построение системы на страховых принципах, формирование страховых тарифов на основе актуарных расчетов, трехстороннее управление средствами внебюджетных фондов, участие частных компаний в обязательном соцстраховании, участие работников в финансировании обязательного медицинского и социального страхования. Реализация предлагаемых нами принципов позволит не только ослабить чрезмерный налоговый пресс, но и повысить качество социального обслуживания населения.

Что касается нестраховых расходов, то они должны финансироваться из средств бюджетов разных уровней и не быть привязанными к фонду оплаты труда. Работодатели уже не раз предлагали использовать для этих целей различные источники (например, акцизы).

Работодатели неоднократно заявляли, что изменение ЕСН, который во многом формирует финансовые параметры системы соцстрахования, должно быть тесным образом связано с реформированием системы страхования социальных рисков. Для этого необходим ряд законопроектов, не только затрагивающих налогообложение, но и предполагающих модернизацию обязательного социального и обязательного медицинского страхования.

Важно, чтобы такие изменения осуществлялись на основе договоренностей, достигнутых тремя сторонами социального партнерства: правительством, работодателями и профсоюзами.