За копейки


15 июля правительство Гонконга разместило облигации на $2,56 млрд, из которых $1,25 млрд впервые были номинированы в долларах США (остальная часть выпуска была в гонконгских долларах). Пять инвестбанков – Bank of China, Goldman Sachs, HSBC, Merrill Lynch и Morgan Stanley – получили на всех $2 млн; этого едва хватило на покрытие их расходов. “Сделка была на грани рентабельности”, – говорит один из банкиров.

Комиссионные за размещение бондов начали падать в Азии около пяти лет назад: сделок тогда было немного, что заставляло банки бороться за них, снижая расценки. В последнее время объем выпусков растет (в этом году азиатские эмитенты выпустили облигаций на $75,624 млрд против $69,47 млрд за весь 2003 г.), и эмитенты пользуются плодами обострившейся конкуренция между национальными и иностранными инвестиционными банками. Кроме того, для многих азиатских компаний, значительное число которых выходят на рынок капитала впервые, все инвестиционные банки на одно лицо. Поэтому размер комиссионных зачастую единственное оружие банков в борьбе за клиента. “В США расценки более устойчивые. Среди банков есть понимание, что снижать их не надо, но здесь люди изо всех сил пытаются получить заказ [на размещение]”, – говорит сотрудник одного из инвестбанков.

10 марта HSBC, CSFB и UBS организовали размещение облигаций правительства Филиппин на $500 млн; за свою работу, по данным Dealogic, они получили $400 000, или 0,08% от объема эмиссии. Между тем за полтора года до этого, в сентябре 2002 г., ING, который был единственным андеррайтером эмиссии филиппинских облигаций на $300 млн, получил от правительства $1,125 млн (0,375%).

Однако дешевизна сделок может аукнуться эмитентам. В последние месяцы несколько эмиссий были сокращены в объемах, отложены или отменены. Банкиры и инвесторы заговорили о том, что, возможно, если бы банки получали более высокие комиссионные, сделки были бы завершены или облигации получили бы более значительную поддержку на вторичном рынке. Например, 23 июля CHEXIM был вынужден сократить объем выпуска 10-летних облигаций с $1 млрд до $750 млн. После размещения они упали в цене, а их доходность выросла. Goldman Sachs, Citigroup, Deutsche Bank и HSBC, получившие на всех $1,125 млн (0,15%), отказались давать комментарии по сделке. Однако обычно банки-андеррайтеры оказывают размещенным ими облигациям поддержку на вторичном рынке, покупая их на собственные средства или выступая маркет-мейкерами для продавцов и покупателей. “Чем ниже комиссионные, тем меньше поводов поддерживать сделку”, – говорит Стивен Уильямс, начальник отдела долгового финансирования HSBC.

Чтобы компенсировать потери на андеррайтинге, банки повышают комиссионные в других сделках, прежде всего с производными инструментами. С их помощью около 50% эмитентов стараются захеджировать риски. А за организацию валютных и процентных свопов инвестбанки могут брать 0,3–0,4% от суммы сделки. И поскольку обычно они выступают посредниками между сторонами сделки с производными инструментами, заемщику сложно определить сколько инвестбанк положил себе в карман. Организация выпуска облигаций еще не гарантирует заказа на сделку с производными, “но дает шанс побороться за нее”, говорит Джереми Эмиас, начальник отдела облигаций Citigroup. (WSJ, 5.08.2004, Михаил Оверченко)