Дипломат от бизнеса


Это было первое за всю историю выступление немецкого топ-менеджера в СБ ООН. Оно подтвердило тот факт, что сегодня фон Пирер – самый влиятельный представитель немецкого бизнеса. “В одиночку бизнес не в состоянии изменить мир, – заявил он дипломатам. – Но, сотрудничая с государственными органами, бизнес может внести вклад в борьбу с насилием, анархией и терроризмом ради цивилизации, свободы и процветания”.

В послевоенной Германии у немецких предпринимателей всегда были неофициальные представители, служившие связующим звеном между властью и бизнесом. Такие посредники внесли заметный вклад в реализацию немецкой социально-экономической модели, основанной на сотрудничестве между политиками, бизнесом и профсоюзами. И хотя усиление конкуренции в последние десятилетия ставит эту модель под вопрос, Германия по-прежнему хочет развиваться на основе консенсуса.

В прошлом интересы корпоративной Германии представляли руководители банков и страховых компаний, которые через владение акциями контролировали множество промышленных компаний. Однако практика перекрестного владения акциями отходит в прошлое, а финансисты растеряли значительную часть своего влияния. К тому же репутация некоторых из них – от Йозефа Акерманна и Рольфа Бройера из Deutsche Bank до Хеннинга Шульте-Нелле из Allianz – оказалась подмоченной в связи с корпоративными скандалами.

Это расчистило путь к влиянию перед баварцем фон Пирером, который благодаря скромности и такту завоевал доверие корпоративной элиты Германии. Еще недавно мало кто мог предсказать, что фон Пирер станет лидером делового сообщества. В 1990-е гг. инвесторы и аналитики считали Siemens воплощением осторожности и консерватизма и критиковали фон Пирера за то, что он сохранял традиционную структуру группы и отказывался пойти на объединение с кем-нибудь из транснациональных гигантов.

Курс акций Siemens никогда не взмывал вверх так высоко, как, к примеру, у Deutsche Telekom во время бума 1990-х гг., зато при фон Пирере Siemens демонстрировал стабильные финансовые результаты. Проведя у руля Siemens 12 лет, фон Пирер, которому исполнилось 63, планирует в начале 2005 г. уйти с поста гендиректора, чтобы возглавить наблюдательный совета компании.

Самая мощная экономическая держава Европы никак не преодолеет экономическую стагнацию и хроническую безработицу, и деловая хватка и опыт фон Пирера скорее всего будут востребованы. Он хочет убедить простых соотечественников и политическую элиту в необходимости отказаться от многих социальных завоеваний общества всеобщего благосостояния. Гендиректор Siemens активно пропагандирует реформу среднего и высшего образования, ускорение инноваций в промышленности, необходимость продвигать немецкие товары на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. “Он никогда не повышает голос, но всегда доносит свою точку зрения. Его деловая проницательность и интерес к социальным и политическим проблемам сделали его старейшиной корпоративной Германии”, – говорит Марк Весснер, председатель совета директоров немецкого подразделения Citigroup и бывший гендиректор Bertelsmann, знакомый с фон Пирером долгие годы.

Консерватор фон Пирер является ближайшим советником и партнером по теннису канцлера Германии социал-демократа Герхарда Шредера. Именно гендиректор Siemens стал проводником идей Шредера об усилении инновационного начала в немецкой промышленности. А несколько месяцев назад фон Пирер попал в шорт-лист кандидатов в президенты страны, хотя в итоге прошла кандидатура Хорста Келера, бывшего главы МВФ.

Юрист по образованию, фон Пирер пришел работать в юридический отдел Siemens в 1969 г. К 1992 г. он занял пост гендиректора Siemens и превратил конгломерат из неповоротливой, бюрократизированной организации, сильно зависящей от госзаказов, в одну из наиболее успешных немецких компаний, эффективно работающую даже в условиях затянувшейся стагнации. “Пример Siemens доказывает, что Германия поддается реформированию”, – заключила недавно газета Die Ziet.

Реформаторство фон Пирера в полной мере проявилось в июне на переговорах с влиятельным профсоюзом IG Metall. Siemens, на предприятиях которого в Германии работают 167 000 человек, для сокращения издержек планировал перевести два завода по производству мобильных телефонов в Венгрию. В конце концов компания заявила, что готова отказаться от этого плана, но за это ее работники должны взять на себя обязательство трудиться 40 часов в неделю за ту же зарплату. Это требование вызвало шквал критики: профсоюзы, в 1990-е гг. добившиеся сокращения рабочей недели до 35 часов, обвинили фон Пирера в том, что он использует методы Рэмбо и втайне планирует перевести рабочие места за границу в массовом порядке.

Фон Пирер оказался в странном положении. За годы работы он наладил хорошие отношения с профсоюзами и расположил к себе рядовых сотрудников, с которыми часто обсуждал волнующие их вопросы за кружкой пива. Благосклонность рабочих дала ему дополнительные козыри на июньских переговорах. “Нам в Германии необходимы две вещи – инновации и эффективные с точки зрения затрат условия труда”, – не уставал повторять он. Через несколько недель профсоюзы согласились на условия фон Пирера. Эта сделка может стать образцом для других немецких компаний. Например, DaimlerChrysler в июле достигла соглашения с профсоюзом об увеличении рабочей недели для некоторых категорий сотрудников.

Шредер называет Siemens образцовой бизнес-моделью, работающей в Германии. Близость к политическому руководству фон Пирер использует для лоббирования интересов компании за рубежом, нередко появляясь рядом со Шредером на встречах с руководителями других государств. “Я не собираюсь сдаваться. У нашей страны огромный потенциал”, – говорит он. (WSJ, 27.07.2004, Олег Митяев, Михаил Оверченко)