ЦЕПКО продана


Шестеро акционеров “Вимм-Билль-Данна”, в том числе председатель правления компании Сергей Пластинин и председатель совета директоров Давид Якобашвили, в середине 2000 г. решили инвестировать в пивоварение, приобретя заводs “Волга” (Нижний Новгород), “Пивоиндустрия Приморья” (Владивосток) и Москворецкий пивзавод в столице. Для управления ими была создана компания ЦЕПКО. А в 2002 г. она купила на приватизационных торгах пивзавод “Шихан” (Стерлитамак).

Руководство ЦЕПКО объявляло тогда о планах войти в тройку крупнейших отечественных пивоваров. Однако по прогнозу Объединенной финансовой группы (ОФГ), четыре входивших в ЦЕПКО завода по итогам этого года будут контролировать лишь 1,3% российского пивного рынка. Якобашвили отказался комментировать вопросы, связанные с ЦЕПКО, но, по словам источника, знакомого с ситуацией в компании, акционеры ВБД давно подумывали об отказе от пивного бизнеса. А аналитик ОФГ Алексей Кривошапко говорит, что ЦЕПКО не сумела создать общенациональный пивной брэнд и закрепиться в самом доходном сегменте “премиум”.

Теперь часть пивоваренного бизнеса владельцев ВБД досталась Heineken – согласно распространенному вчера сообщению голландской компании, она приобрела 100% акций ЦЕПКО, которой принадлежат 78% акций пивзавода “Шихан” и 100% акций “Волги”. Москворецкий завод и “Пивоиндустрия Приморья” выведены из ЦЕПКО незадолго до сделки, объяснил Константин Повстяный, начальник управления первичных размещений инвесткомпании “Тройка Диалог“ (финансовый консультант Heineken). Эти заводы не интересуют Heineken, говорит пресс-секретарь российского офиса этой компании Вероника Сынч.

Якобашвили и Сынч не комментируют сумму сделки. По словам знакомого с условиями сделки источника, ее сумма рассчитывалась исходя из оценки двух заводов в $120–140 млн, и долгов ЦЕПКО в $35–40 млн. Кривошапко оценивает “Волгу” и “Шихану в $60–70млн. По мнению аналитика, акционеры ВБД неплохо заработали: по данным ОФГ, “Пивоиндустрия Приморья”, “Волга” и Москворецкий пивзавод обошлись акционерам ВБД не более чем в $10 млн.

По словам Сынч, на мощностях купленных Heineken предприятий помимо их собственных региональных марок (пиво “Окское”, “Волга”), будут разливаться локальные сорта Heineken – “Бочкарев” и “Охота”.

Знакомый с условиями сделки источник говорит, что “Пивоиндустрия Приморья”, скорее всего, будет продана в течение ближайших двух месяцев, а в числе наиболее вероятных покупателей могут оказаться Efes, “Балтика” или “ПИТ”. Турул Арбаш, директор по маркетингу российского подразделения Efes, подтвердил, что его компания знакомилась с состоянием дел на владивостокском предприятии, но от покупки отказалась. Представители “Балтики” и “ПИТа” были недоступны для журналистов.

Представитель крупной международной пивоваренной компании, попросивший не называть его имени в печати, усомнился в целесообразности сделки для Heineken: эта компания, по его словам, до сих пор не загрузила полностью мощности своей пивоварни в Санкт-Петербурге. “Для какой-нибудь другой компании [испытывающей недостаток мощностей], например SUN Interbrew, покупка “Шихана” была бы подарком”, – говорит он. В пресс-релизе Heineken отмечается, что петербургская пивоварня столкнется с недостатком мощностей уже в будущем году и тогда новые мощности в регионах станут необходимы.

Арбаш полагает, что благодаря новым заводам Heineken сможет увеличить продажи “Бочкарева” и других региональных брэндов. “Вопрос, насколько искусно они смогут наладить продажи”, – отмечает Арбаш.