Балтийский десант


– Кинофестиваль не являлся коммерческим, все билеты были бесплатными, однако не секрет, что из-за создавшегося зрительского ажиотажа некоторые предприимчивые граждане на цветном ксероксе отпечатали пригласительные билеты и продавали их. Собираетесь ли вы в связи с этим переводить фестиваль с благотворительной на коммерческую основу?

– Предложение, конечно, интересное, но к вопросам коммерции в искусстве надо подходить очень правильно. Мы ведь все восемь фестивальных фильмов показывали с кассет Бетакам. Специально везли экран и звуко- и демонстрационную аппаратуру из Москвы. Режиссеры вначале переживали, но в итоге качеством показа остались довольны. Так что пока в Светлогорске не будет построен качественный кинозал, пока с годами не выстроится сам фестиваль, мы с президентом фестиваля Владимиром Малышевым (заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии – “Ведомости”) считаем, что говорить об извлечении каких-то доходов слишком рано.

– Кто финансировал фестиваль “Балтийские дебюты”?

– Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Потому мы смогли привезти группу кинематографистов, которые представляли фильмы, выступали на творческих встречах. Местные власти убедились, что фестиваль отечественных картин – дело очень перспективное, и обещают на следующий год взять какие-то финансовые затраты на себя. Фестиваль может принести пользу городу не только в культурном аспекте, но и в бытовом, а также в финансовом. Ведь в следующем году мы планируем в рамках “Балтийских дебютов” провести международный конкурс фильмов всех 10 стран балтийского региона. Мой менеджерский опыт подсказывает, что это перспективное направление. Европейскую киномоду как раз и делают датчане, шведы, немцы. И надеюсь, что в сотрудничестве с посольствами, национальными кинофестивалями мы сможем собрать достойную программу. Да, название фестиваля сужает рамки, никто не застрахован, что будет неурожай на дебюты. Но ничто не мешает в рамках культурных программ проводить ретроспективы мастеров зарубежного и отечественного кино и т. д. В Светлогорске много отдыхающих, и в будущем кинофестиваль может стать визитной карточкой города. Кстати, история Каннов также началась как фестиваль французского кино, и тоже с восьми фильмов.

– Неужели и “Балтийским сезонам” не помогают местные власти и предприниматели?

– С местными частными компаниями договориться можно. Постепенно вовлекается в совместную работу и областной комитет по туризму. Но в целом мешает отсутствие закона о меценатстве. Это одна из главнейших, считаю, проблем в российской культуре. Например, в театре Калягина “Et Cеtеrа”, где идут пять мною спродюсированных спектаклей, удалось собрать авторитетный попечительский совет. Театр может обратиться к членам совета за помощью в финансировании своей деятельности. Но подобные советы есть не в каждом театре даже в Москве. А что говорить о регионах! Появись этот закон, и мгновенно с государства было бы снято финансовое бремя в области культуры. Да, понимаю, государство опасается, что через закон о меценатстве будут проходить какие-то схемы ухода от налогов. Но ведь можно продумать действенную систему контроля. Деньги, затраченные на культуру, – это долгосрочные инвестиции, но, увы, государство не включает культуру в список неотложных проблем. Проект закона о меценатстве до сих пор находится в недрах Госдумы.