Bubble-Google

NEWSru.com

“Google – не обычная компания”, – написали ее основатели, уроженец Москвы Сергей Брин и Лоренс Пэйдж из Мичигана, в проспекте эмиссии. Созданная шесть лет назад с нуля компания сегодня является самой популярной службой онлайнового поиска, обрабатывающей более 200 млн запросов в день. В отличие от многих других интернет-фирм к размещению Google подошла в прекрасном финансовом состоянии. Доходы Google составили в 2003 г. $962 млн, чистая прибыль – $106 млн, а в I квартале 2004 г. – $390 млн и $64 млн. 96% доходов Google получает за счет рекламы. Рост доходов в 2003 г. составил 176%, в I квартале этого года – 118%.

Свое IPO компания хотела провести необычным способом. Согласно принятой на Уолл-стрит схеме андеррайтеры выкупают у эмитента все акции, выставляемые на продажу, а затем выбирают наиболее подходящих инвесторов, которым и продают их по цене, установленной в ходе переговоров. Google решила провести интернет-аукцион, чтобы, по словам ее руководителей, облегчить доступ к IPO индивидуальным инвесторам. Компания с помощью банков-андеррайтеров сама собирала заявки инвесторов, установив диапазон цен в $108–135 за акцию. Затем она должна была рассчитать, по какой цене может удовлетворить все заявки; инвесторам, сделавшим более высокие ставки, акции все равно должны продаваться по этой цене. В США таким образом было проведено всего около 10 первичных размещений. Google заявляла, что аукцион позволит определить справедливую рыночную цену акций, снизив вероятность скачка в первый день, уравняет возможности институциональных и индивидуальных инвесторов и позволит компании получить максимальный доход от продажи своих акций. Эксперты говорили, что, если аукцион удастся, это может изменить саму практику проведения IPO.

Все получилось не так, как рассчитывала Google. В ночь на среду Google была вынуждена снизить диапазон цен до $85–95, а итоговая цена была установлена на уровне $85. Это на 37% ниже начальной верхней границы цены. Объем эмиссии пришлось уменьшить с 25,7 млн акций до 19,6 млн. В результате в ходе IPO компания привлекла $1,67 млрд, а не $3,47 млрд, а ее капитализация составила $23,05 млрд, а не возможные $36,6 млрд.

Теперь видно, что Google переоценила готовность индивидуальных инвесторов участвовать в размещении через сложную, неопробованную систему да еще и платить за это более $100. “Решение о проведении аукциона было ошибкой, – говорит Мэттью Роудз-Кропф, исследователь из бизнес-школы при Колумбийском университете. – Возникшая неопределенность отпугнула инвесторов. Если бы Google выбрала стандартную схему [IPO], то выручила бы гораздо больше”. Кроме того, во время встреч с инвесторами руководители Google, провозглашавшие максимальную открытость сделки для широкого круга инвесторов, были крайне скупы на информацию о том, что компания будет делать с деньгами, полученными от IPO. “Их мантра была “Верьте нам”, – говорит Анна Николаевски, руководящая хедж-фондом Axel Capital Management. – Но если у вас нет представления о том, что [с компанией] будет в будущем, такой призыв не работает, особенно если цена [за акции] столь высока”.

Среди других ошибок Google аналитики называют интервью Брина и Пэйджа журналу Playboy, которое вышло в прошлую пятницу, когда действовал так называемый “тихий период”, ограничивающий распространение информации о компании накануне ее IPO. На активность инвесторов негативно повлияло расследование Комиссии по ценным бумагам и биржам по поводу крупного пакета незарегистрированных акций Google, переданных ее сотрудникам. Не благоприятствовала и ситуация на бирже NASDAQ, где Google разместился: после 50%-го подъема в 2003 г. индекс NASDAQ Composite снизился в этом году на 15%.

Даже в урезанном виде это IPO ($1,67 млрд) занимает 25-е место в списке крупнейших IPO в США и намного превосходит сделки интернет-компаний: до сих пор крупнейшее IPO провела в 1999 г. BarnesandNoble.com, привлекшая $431 млн. Google обогнала также и все технологические компании (если не считать те, что выделялись из уже существующих): здесь предыдущий рекорд в 1999 г. установила Infonet Services ($1,238 млрд). Бизнес Google растет даже в условиях обострения конкуренции со стороны поисковых служб Yahoo и Microsoft. А капитализация компании почти соответствует рыночной стоимости крупнейшего автопроизводителя в мире General Motors. Вчера на утренних торгах акции выросли до $100, а затем чуть снизились до $99,66. (Использованы материалы WSJ.)