ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: Приключения нерезидентов в России


С момента вступления в силу – а это произошло 1 июля нынешнего года – нового закона” О валютном регулировании и валютном контроле” прошло достаточно времени для того, чтобы подвести первые итоги его работы. Большинство и российских граждан, и нерезидентов уже ощутили на себе привнесенные им удобства. Перед тем как осуществить перевод валюты за рубеж, больше не нужно покупать справку о покупке валюты – ее вообще отменили. Снято и еще одно не менее абсурдное ограничение для иностранцев – ранее они никаким образом не могли вывезти из России более $3000 наличными. Новый закон принес серьезные изменения и для нерезидентов, работающих на российских финансовых рынках. В целом их можно считать прогрессивными, но процедура вступления в силу положений закона оказалась настолько несовершенной, что вместо роста инвестиций способна обеспечить сокращение операций иностранных инвесторов с российскими ценными бумагами.

Положения нового закона позволяют отделить операции нерезидентов от общего объема инвестиций. Желание ввести эти нормы – вполне оправданно, такой подход позволит отслеживать объемы и направленность иностранных инвестиций в российскую экономику и, соответственно, получать достоверные данные об их динамике. А это важно для экономики любой страны.

В соответствии с законом средства клиентов-нерезидентов российских брокерских компаний должны учитываться на специально открытых для этого брокерских счетах. Кроме того, иностранным клиентам должны открываться еще и специальные разделы счета депо для учета прав на внутренние ценные бумаги.

Однако введение в действие закона, направленного на упорядочивание, сопровождалось законодательным вакуумом и неразберихой. Сам закон был подписан президентом 10 декабря прошлого года, поправки к нему – 29 июня нынешнего. Разъяснения Банка России по наиболее существенным вопросам появились только 21 июля, когда закон был официально опубликован и уже действовал.

До этого момента брокеры были вынуждены задерживать зачисление денежных средств нерезидентов на новые специальные счета. Дело в том, что инструкциями ЦБ была строго прописана корреспонденция между новыми спецброкерскими счетами и специальными банковскими счетами нерезидентов. При этом нерезидентам была предоставлена отсрочка пользования этими счетами до 1 августа, в то время как брокеры по непонятной причине были обязаны со дня вступления закона в силу пользоваться для учета средств нерезидентов уже новыми счетами. Таким образом, для того чтобы оформить сделку с российскими ценными бумагами, нерезиденты были вынуждены открывать банковские счета нового типа. Этот законодательный пробел был ликвидирован, когда до даты отсрочки, оговоренной в законе, оставался лишь десяток дней. В ожидании разъяснений Банка России профучастники рынка ценных бумаг разделились на две категории: одни на свой страх и риск продолжали работать с нерезидентами по-старому, другие заняли выжидательную позицию и до появления разъяснений вообще приостановили сделки с нерезидентами.

Несмотря на появление указаний ЦБ, разъясняющих некоторые серьезные моменты в валютном законодательстве, отдельные вопросы до сих пор остаются нерешенными. Принятые в развитие закона инструкции Банка России устанавливают требования к разделению спецброкерских счетов и спецразделов счетов депо нерезидентов в зависимости от типа ценных бумаг: облигации РФ, номинированные в национальной валюте; облигации резидентов и нерезидентов; акции и инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов. Очевидно, что инструкции Банка России затрагивают не все виды российских ценных бумаг. Обойденными вниманием оказались векселя и депозитные сертификаты. Эту ситуацию можно толковать двояко: или новый порядок может применяться только к операциям с перечисленными в инструкциях ценными бумагами, или же операции с другими ценными бумагами вообще не могут осуществляться через брокера. В первом случае каждый брокер должен самостоятельно выработать регламент учета денежных средств и прав на эти бумаги, что приведет к многообразию трактовок. Вторая ситуация выглядит еще более странной – сделки с ценными бумагами нельзя осуществлять через профучастника рынка.

Раздельный учет для разных типов бумаг нерезидентов, безусловно, будет способствовать большей прозрачности в расчетах при проведении валютных операций. Он существовал и ранее, но на уровне расчетных счетов самих нерезидентов. В этом случае возникала ситуация, когда денежные средства, поступившие с разных типов расчетных счетов при зачислении брокеру для работы на фондовом рынке, все равно аккумулировались на едином брокерском счете. С него была возможна оплата покупки любых видов ценных бумаг независимо от того, в результате продажи каких финансовых инструментов эти денежные средства поступили клиенту-нерезиденту. Таким образом, терялся смысл разделения их собственных счетов на разные типы в зависимости от предназначения средств. Сейчас эта ситуация отрегулирована.

Но остается открытым вопрос о документах, в соответствии с которыми депозитарии и держатели реестров должны оформлять подобные сделки. В свете нового валютного законодательства им необходимо предусмотреть новые формы передаточных распоряжений, включив их в регламенты депозитарного обслуживания и работы регистраторов. Состав и содержание документов, используемых в работе регистратором, определяются регулятором рынка ценных бумаг. По этому вопросу участники рынка ценных бумаг все еще ждут нормативных указаний от ФСФР.

В соответствии с новым законом профучастники становятся агентами валютного контроля. В этой части их деятельность регулируется органом валютного контроля – Банком России. Агенты валютного контроля по закону имеют право запрашивать и получать документы и информацию от контрагентов, которые связаны с проведением валютных операций. Обязательный срок для представления этих документов – семь рабочих дней. Однако при проведении внебиржевых сделок все расчеты обычно проходят в течение трех рабочих дней. Соответственно, каждый профучастник должен сделать самостоятельный выбор, что нарушить, – требования валютного законодательства или сроки проведения операций. К тому же нет четкого перечня документов, которые необходимо запрашивать у контрагентов при проведении валютных операций. Запрашивать их профучастники обязаны по закону, а вот какие, каждый определяет сам.

В итоге функции агента валютного контроля оказались для участников рынка ценных бумаг настолько трудоемкими, что многие вообще стали ограничивать количество клиентов-нерезидентов.

Переходный период, уже позволивший вскрыть многие недочеты и противоречия закона, но так и не давший возможности отрегулировать их подзаконными актами, явно затянулся. Если ситуация не изменится, то вместо ожидаемого оживления инвестиционной активности, достигаемой благодаря действию прогрессивных нововведений, можно получить обратный результат.