Независимость развязала языки аналитикам


В то время как самое громкое IPO последних лет уже несколько месяцев приковывает внимание инвесторов, на Уолл-стрит получить совета по акциям Google сегодня почти не у кого. После IPO они выросли на 21,2%, но большинство ведущих инвестиционных банков принимали участие в их размещении и потому пока не могут давать по ним рекомендации.

Это дает Махэйни дополнительные возможности повысить известность созданной 2,5 года назад American Technology Research, в которой он работает. Потребность инвесторов в независимом взгляде на новые бумаги означает, что независимые аналитические фирмы начинают играть все большую роль в формировании мнения инвестиционной публики. “Непредвзятое мнение, не связанное с работой андеррайтеров, – это действительно ценный вклад в работу рынка, на котором появляются молодые компании”, – говорит Хью Эванс, управляющий портфелем T. Rowe Price Associates.

Независимые аналитические фирмы уже получили значительную поддержку благодаря новым требованиям, по которым инвестбанки помимо собственных аналитических отчетов должны предоставлять своим клиентам продукцию независимых фирм. Эти требования стали условием мирового соглашения, которое в 2003 г. заключили с властями 10 ведущих инвестиционных банков, чтобы урегулировать дело о конфликте интересов между аналитическими и инвестбанковскими подразделениями. Во время бума на фондовом рынке аналитики инвестбанков регулярно выпускали жульнические или необъективные отчеты, рекомендуя покупать акции компаний, приобретавших у банков инвестбанковские услуги.

Несколько инвестбанков сегодня также наняли фирмы, специализирующиеся на анализе IPO, такие как IPOfinancial.com из Миллбурна, шт. Нью-Джерси, и Renaissance Capital из Гринвича, шт. Коннектикут. Законы, принятые еще в 1930-е гг., не позволяют аналитикам банков-андеррайтеров давать оценки деятельности компании, ценные бумаги которой они размещают, в течение некоторого периода до, во время и после эмиссии, хотя прямого запрета на это нет. Однако принятые относительно недавно регулирующие нормы устанавливают 40-дневный “тихий период” после IPO для аналитиков банков – лид-менеджеров выпуска. Аналитики других банков-андеррайтеров, участвующих в размещении, должны “молчать” в течение 25 дней после него.

Эмиссию Google организовывали около 25 инвестбанков, включая лид-менеджеров Morgan Stanley и CSFB, и сейчас (а также и в других случаях после IPO) аналитический пробел могут заполнить независимые фирмы, говорит Марк Менчел, главный юрисконсульт подразделения по надзору и регулированию Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам. Кроме того, по его мнению, “хорошо иметь аналитику, не отягощенную никакими коммерческими соображениями”.

Оценка независимого аналитика может сильно отличаться от общего мнения. Махэйни выставил по акциям Google рекомендацию “держать”, а по акциям двух других интернет-компаний, salesforce.com и Blue Nile, проведших недавно IPO, – “продавать”. “Вы никогда не увидите, чтобы инвестбанк начал анализировать акции с рекомендации “продавать”, никогда”, – уверяет Курт Снайдер, основатель и президент American Technology Research. (DJ, 30.08.2004, Михаил Оверченко)