Стивен Спилберг в роли Маяковского


В нью-йоркский аэропорт имени Джона Кеннеди приземляется некий славянин в исполнении Тома Хэнкса. Название страны, из которой он родом, подозрительно напоминает неправильно транскрибированную Хорватию. Пока человек летел, в этой псевдо-Хорватии произошел переворот и виза Хэнкса оказывается недействительной. Покинуть аэропорт он не может. Отречься от родины и попросить политического убежища (к чему его склоняет начальник охраны аэропорта, редкостный, кстати, мерзавец) не позволяет славянский патриотизм. По причине чего герою приходится жить в аэропорту, а начальнику охраны – строить все более коварные планы, как от него избавиться.

Избавиться непросто: на сторону славянина становятся все нацменьшинства, обслуживающие терминал. И оказывается (по Спилбергу), что пролетарии разных цветов кожи, объединившись, действительно способны представлять серьезную угрозу – только не Америке, а тем, кто, спекулируя на ее величии, пытается унизить маленького человека.

Все это идеологически выдержанное повествование разбавлено двумя любовными историями: одной – со счастливым финалом, другой – с несчастным. Звоном свадебных колоколов (и проездом по терминалу на разукрашенном лентами автокаре) заканчивается ухаживание рабочего-латиноса за чернокожей контролершей – оба, естественно, сотрудники JFK. Ничем (кроме существенного прогресса в овладении английской речью) не заканчивается ухаживание героя Хэнкса за стюардессой в исполнении Кэтрин Зета-Джонс.

Зрительский интерес, однако, должно удерживать не романтическое напряжение любовных линий картины, а полная неясность относительно того, зачем все-таки славянин прибыл в Нью-Йорк. На выяснение этого, собственно, и уходят те два с лишним часа, которые длится фильм. А это, поверьте, уже ничем не оправданный перебор. Тем более что, когда причины, влекущие героя на улицу Madison, наконец проясняются (из уважения к зрителям, которые отправятся смотреть “Терминал” в российском прокате, раскрывать их не будем), создается четкое впечатление, что авторам фильм к этому моменту надоел не меньше, чем зрителям, и они попросту решили свернуть его первым попавшимся способом.

Похоже, что разоблачение администрации Буша в документальном формате дается американским кинематографистам лучше, чем в игровом. Хотя в одном вопросе фильм успеха все-таки добился: ненависть к бюрократам он вызывает – ведь это они вдохновили Спилберга взяться за “Терминал”.