Что надо делать, чтобы победить пиратов в России


НЬЮ-ЙОРК – Заместитель министра торговли США Уильям Лэш в прошлом месяце не без практической пользы прогулялся по Москве. Ему удалось купить уникальный DVD, который он торжественно предъявил российским журналистам. На пиратском диске ценой 150 руб. записаны в пристойном качестве обе серии “Убить Билла”. Российские “дискоболы” потрясли американского чиновника оперативностью (“второй том” вышел в США на видео и DVD 10 августа) и наглостью (в Америке полный фильм в одном комплекте еще не выходил).

По словам Лэша, американские производители интеллектуальной собственности, включая фильмы, музыкальные диски и кассеты, компьютерные программы и видеоигры, оценивают ущерб от действий российских пиратов в $2 млрд.

Я попросил прокомментировать ситуацию старшего вице-президента американской Ассоциации кинопромышленников (MPA) Кристофера Марсича. MPA сегодня представляет интересы международных подразделений студий Buena Vista, Columbia, TriStar Films, Metro Goldwin Mayer, XX Century Fox, Universal, Warner Bros. Магистральное направление деятельности этой организации – всемерное способствование трансформации рынков разных стран из пиратского режима в легальный, цивилизованный.

В нашей беседе участвовал также региональный директор по антипиратской деятельности MPA Дэра Макгриви.

– Г-н Марсич, каковы, по вашему мнению, наиболее эффективные методы борьбы с пиратством в России?

– Наилучший вариант, на мой взгляд, таков. Российские власти должны сконцентрировать усилия на закрытии крупных заводов, незаконно производящих дигитальные диски. Можно признать, что какие-то меры в последнее время предпринимаются, но нужны целенаправленные и решительные действия. Ведь объемы пиратства огромны. По нашим данным, только за последний год студиям – членам MPA нанесен ущерб в размере $275 млн.

– В России создана и функционирует Антипиратская организация (РАПО), которая, если не ошибаюсь, частично финансируется MPA и голливудскими студиями. Как вы оцениваете эффективность РАПО?

– Мы партнерствуем с этой организацией. Наши отношения построены по схеме, которую мы используем в аналогичных отношениях с такими же организациями в 35 странах Европы. РАПО мы считаем ключевым звеном в наших скоординированных усилиях по борьбе с пиратством. РАПО уверенно руководит Константин Земченков, который проводит планомерные акции по идентификации и закрытию пиратских производственных мощностей.

Дэра Макгриви: В прошлом году РАПО конфисковала вместе с полицией в ходе рейдов 1,4 млн пиратских DVD, что знаменует огромный рост по сравнению с предшествующим периодом. В первом квартале этого года число конфискованных дисков уже превысило 1,25 млн штук. С одной стороны, эти цифры радуют, поскольку свидетельствуют об эффективности правоохранительных мер, с другой – тревожат, ведь они сигнализируют о наращивании незаконного производства.

– Если говорить о мерах наказания пиратов, какие из них, по-вашему, наиболее эффективны? Обычно выявленных пиратов штрафуют, а производство и сеть распространения закрывают. Тюремный срок так уж необходим?

Д. М.: Совершенно необходим! В России, насколько мы знаем, тюремное заключение для этого типа преступлений не практикуется, а даже если выносится такой приговор, то условно. Нужно, чтобы рейды на заводы и склады имели в финале судебные процессы и чтобы суды завершались жесткими приговорами. Принятие и исполнение судебных решений в отношении пиратов – самое слабое звено в нашей общей борьбе. России необходимо как можно скорее установить рекомендуемые “вилки” приговоров, которыми могли бы руководствоваться судьи при назначении тюремных сроков осужденным за пиратство.

– И все же согласитесь, господа, наряду с силовыми мерами возможны и другие. Я имею в виду решение ряда голливудских студий, в первую очередь Columbia TriStar и Time Warner, существенно снизить цены на свои видеодиски в России. Они организуют местное производство, полагая, что это поможет успешнее конкурировать – причем чисто экономически – с пиратской, по определению дешевой, продукцией. Вы полагаете, этот эксперимент может увенчаться успехом?

– Это коммерческие решения отдельных компаний. Они идут на определенный риск, переводя производство в Россию, что позволит им снизить затраты и, соответственно, цены на продукцию. Но я убежден, что реальный успех зависит от того, насколько эффективно РАПО и российские власти будут бороться с незаконным производством. С пиратами крайне трудно соревноваться экономически. Их затраты столь низки, что невозможно представить себе коммерческую модель, которая позволила бы вытеснить их с торгового поля. Решения компаний, о которых вы говорите, могут, наверное, способствовать оживлению производства дисков в России, но неспособны решить проблему пиратства в плане долгосрочной перспективы.

– В 1995 г. Россия присоединилась к Бернской конвенции по охране авторских прав с оговоркой, что обратной силы эта конвенция не имеет. Фактическая вольница в обращении с иностранной культурной продукцией продолжается и распространяется на книги и фильмы, выпущенные до 1973 г. Как известно, США защищают российский копирайт на продукцию, выпущенную до 1973 г. Россия, в свою очередь, обещала внести аналогичные поправки в закон, который ретроактивно, т. е. именно “обратной силой”, защитил бы американскую интеллектуальную собственность. Но пока не внесла…

– Должен подчеркнуть, что Америка будет защищать права российских собственников копирайта, не кивая на несовершенство российского закона. Мы внимательно следим за законотворчеством в России и надеемся, что законы по ретроактивной защите прав американских собственников копирайта будут приняты в точном соответствии с международными обязательствами, взятыми на себя Россией. Если не ошибаюсь, вопросы эти в настоящее время находятся на согласовании между обеими палатами российского парламента. В Думе есть люди, которые понимают важность данных мер, и мы рассчитываем, что их позиция возобладает в ходе парламентских дискуссий.

– В российских кинокругах, в Думе и прессе дебатируется предложение о введении ограничительных квот на прокат иностранных фильмов, как это практикуется в ряде европейских стран. Есть сторонники и противники этого принципа. К какой категории вы причисляете себя? И нужна ли России система квотирования?

– Мы полагаем, что система квот не является эффективным инструментом для достижения той цели, которая заботит всех участников дискуссии. А именно увеличения аудитории российских фильмов. Я не думаю, что мы одиноки в нашем негативизме. И президент Путин, и руководители Министерства культуры ставили под сомнение эффективность квот. Единственный реальный путь увеличения аудитории национального кино где-либо, не только в России, – производить достаточное количество фильмов, ориентированных на массовую аудиторию. И это магистральная задача, стоящая перед российскими продюсерами. Я встречался с рядом из них, когда приезжал в Россию, и почувствовал, что в российский кинематограф пришла новая волна энергичных и целеустремленных людей. Именно они и могут придать надлежащую динамику российской киноиндустрии.

– А какова, на ваш взгляд, оптимальная доля присутствия американского фильма на российских экранах? Есть ли какая-то рациональная пропорция, так сказать, золотая середина?

– Нет никакой золотой середины! MPA не занимается конструированием таких утопических выкладок. Все должен определять рынок, его внутренняя динамика. В России мы наблюдаем огромный потенциал развития кинопроката. Новые кинотеатры строить и строить, конца не видно. Весь сектор призван расти по экспоненте, что принесет несомненную пользу как национальной кинопромышленности, так и дистрибьюторам из других стран.

– До недавнего времени американские студии использовали российских посредников, которым доверяли функции осуществления проката их фильмов на территории России. Недавно мейджоры начали открывать свои офисы в Москве напрямую. Почему?

– Это говорит, по-моему, о признании большого потенциала российского кинорынка и перспективности инвестиций. Явный признак роста и укрепления рынка. Иначе Голливуд сюда бы не пришел.

– А поможет ли открытие офисов мейджоров в борьбе с пиратством в России?

– Не знаю. Возможно. В любом случае расширение производства в России легальных американских DVD может оказать благотворное влияние на борьбу с пиратством.

– Некоторые американские политики и бизнесмены полагают, что Россия настолько заинтересована во вступлении в ВТО, что Западу надо использовать этот интерес как рычаг давления, для того чтобы добиться от нее решительных мер по пресечению пиратства. Вы тоже относите себя к сторонникам нажима?

– Я не люблю слово “нажим”, я предпочитаю слово “сотрудничество”. Российское правительство хорошо осведомлено о масштабах проблемы и отчетливо понимает необходимость отлаживания правоохранительного механизма защиты прав собственников интеллектуальной собственности. Мы знаем, что высшие эшелоны власти в России готовы работать с нами рука об руку.