NON-PROFIT: Помочь помощникам


Незамеченным в тени споров о монетизации льгот прошло принятие парламентом законопроекта, направленного на установление беспрецедентного государственного контроля над финансированием общественных и других неправительственных организаций. В результате вслед за государством из социальной сферы могут уйти и общественные организации. В случае принятия депутатами предложенных правительством изменений участие неправительственных организаций в решении общественно значимых проблем будет серьезно затруднено.

Перед отпуском Государственная дума приняла в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах”. Законопроект был внесен правительством в Госдуму 1 июня и содержит в себе множество поправок в Налоговый кодекс. Небольшая часть этих поправок касается налогообложения грантов, получаемых неправительственными организациями на реализацию некоммерческих проектов.

Гранты – самая распространенная в мире форма целевого безвозмездного финансирования работы неправительственных организаций. Выделяют их доноры – благотворительные фонды, которые могут быть частными (учреждены частными лицами), корпоративными, государственными, межгосударственными, совместными и другими. А получают гранты неправительственные организации, а также муниципальные и государственные некоммерческие организации, например музеи, театры, научные учреждения.

Гранты по сравнению с пожертвованиями и другими целевыми средствами, не облагаемыми налогом на прибыль, – самый прозрачный способ финансирования. Деньги выделяются на конкурсной основе, гласно, с обязательным скрупулезным отчетом донору об использовании каждой копейки. В России в течение последних 15 лет ежегодно выделяются сотни грантов. Тенденция в последние годы была такой – с развитием институтов гражданского общества и ростом частного сектора снижалась доля зарубежных средств и росла доля отечественных.

Хорошая новость

В правительственных поправках разумные элементы перемешаны с вредными и неправовыми новациями. В законопроекте есть одна “хорошая новость” и две “очень плохих”. Хорошая новость в том, что предлагаемые изменения расширяют перечень областей, в которых гранты не облагаются налогом на прибыль (24%). К уже узаконенным областям – образованию, конкретным научным исследованиям, культуре, искусству и охране окружающей среды – добавлены три дополнительных сферы деятельности. Это защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации (важно помнить, что международные соглашения, ратифицированные РФ, являются частью внутреннего законодательства), охрана здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), а также социальное обслуживание малоимущих и социально не защищенных категорий граждан.

В случае принятия этого положения законопроекта будет достигнута первая важная победа в сфере налогообложения НКО за несколько лет. Вопрос о расширении сфер деятельности в прошлом году обсуждался в Комиссии по правам человека при президенте, а также на специальном совещании с представителями Минфина и налогового ведомства. Согласованные предложения были направлены президенту. Внесенный законопроект в точности повторяет выработанные тогда компромиссные формулировки.

Плохие новости

К сожалению, отрицательные стороны нового законопроекта значительно перевешивают позитивные. Поправками предусмотрено радикальное изменение правового статуса грантодателей, как российских, так и иностранных. Сейчас закон не ограничивает предоставление грантов российскими некоммерческими организациями (будь то корпоративные фонды, частные фонды или любые иные НКО). Но в случае принятия поправки они смогут предоставлять гранты, только если будут включены в перечень, утверждаемый правительством. В законе отсутствуют какие-либо критерии для включения грантодателей в перечень. Отсутствуют утвержденные процедуры составления и обновления перечня.

Правительство, несмотря на многочисленные обращения, не утверждает и официально не публикует процедур составления такого рода перечней. Так что высока вероятность, что многие российские организации, особенно расположенные вне Москвы, а также независимые от властей или “нелюбимые” по политическим и иным причинам, не будут включены в указанный перечень. Все усилия последних лет, направленные на развитие российской филантропии и на снижение зависимости НКО от иностранных источников, будут подорваны.

Освобождение от налогов только тех грантов, которые получены от тех, кто попал в правительственный перечень, противоречит передовой международной практике. Таково мнение Международного центра некоммерческого права – ведущей экспертной организации в этой области, офисы которой находятся в Вашингтоне и Будапеште. Под передовой международной практикой имеются в виду нормативно-правовые условия, которые наиболее эффективно способствуют развитию гражданского общества. В основе выводов центра о том, какую практику можно считать передовой, лежит его исследование более чем 100 законов и нормативных актов, принятых в более чем 100 странах мира. Как утверждают в своей экспертизе законопроекта российского правительства эксперты центра, в Европе нет ни одной страны, в которой действовало бы такое ограничение. Мы опять оказываемся белой вороной и движемся в противоположном мировому прогрессу направлении.

Под контролем

Вторая проблема законопроекта – это то, что иностранный или международный грантодатель сможет предоставлять необлагаемые налогом на прибыль гранты, только если грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве РФ. До 2004 г. этим занимались две отдельные комиссии, существовавшие с 1999 г. Иностранные организации предоставляют в России тысячи грантов, в том числе совсем небольших, и их оформление в единственной на всю страну комиссии при правительстве РФ затянется на многие месяцы. Длительность оформления разрушит нормальное планирование деятельности получателей грантов.

Более того, если комиссия будет применять к регистрации грантов требования закона о зарубежной безвозмездной помощи от 1999 г., грантодатель должен будет представить в комиссию письмо администрации того города или региона, где должен реализовываться проект, о ее согласии контролировать целевое использование средств по грантовому проекту.

Во-первых, эта норма безусловно коррупциогенна. “Внесение изменений в главы 23 и 25 Налогового кодекса РФ, которые были предложены правительством РФ, фактически ограничивают права на деятельность общественных, некоммерческих организаций и граждан… Велика опасность появления нового коррупционного механизма при принятии решений по предоставлению и утверждению гранта, так как фактически формирование правовых механизмов реализации этой поправки возложено на бюрократический аппарат”. Это из заключения Национального антикоррупционного комитета. Во-вторых, проекты и организации ставятся в зависимость от воли чиновника, который не будет подписывать такую бумагу для проектов, которые ему не нравятся с политической точки зрения. Не исключено, что многие иностранные доноры посчитают это требование политическим контролем и откажутся обращаться в комиссию. В результате высока вероятность, что они прекратят выделять гранты в России, так как не имеют права по собственным уставам и законам своих стран разрешить облагать гранты налогом на прибыль.

Подобного механизма контроля нет нигде в мире. По мнению представителей НКО, эти меры представляют собой попытку установления нового, по сути политического, контроля государства за российскими и иностранными грантодающими организациями и за гражданским обществом в целом.