БИЗНЕС-КЛИМАТ: Открыться и заработать


Волна реформ прошла по всей Европе. Правительства разных стран открывают для себя новые возможности снижения бюджетных расходов, ускорения экономического роста и расширения экономических возможностей для наименее защищенных социальных групп. Часто для этого достаточно очень простых реформ.

Всемирный банк и Международная финансовая корпорация стараются объективно оценить издержки ведения бизнеса – создание и ликвидация предприятий, наем персонала, продажа собственности и привлечение кредитов. Прошлый доклад, “Бизнес в 2004 г.”, показал, что богатейшие страны получают преимущества за счет максимально эффективной системы регулирования. Новый доклад, “Бизнес в 2005 г.: устранение препятствий для роста”, фокусируется на том, какие страны проводили реформы и каких преимуществ они сумели добиться. В отличие от множества других исследований, основанных на субъективных мнениях, доклад “Бизнес в 2005 г.” использует систему объективных, прозрачных показателей, которые базируются на экспертном анализе законодательства и принятой деловой практике.

Из 10 стран, дальше других продвинувшихся в реформах, восемь – европейские, в частности Польша, Литва и Словакия. А многие страны бывшего СССР почти не реформировали свои системы регулирования. Результатом этого стали более низкие темпы экономического роста и особые трудности для молодых людей в поисках работы, в получении кредитов или при начале собственного дела.

Где же в этой системе координат находится Россия? В стане европейских реформаторов? Или на обочине? По правде говоря, и там, и там: прогресс налицо, но многие заманчивые возможности для реформ остаются нереализованными.

Россия эффективно реформируется в течение последних лет. В частности, это одно из лучших мест для работодателей, нанимающих новый персонал. Новый Трудовой кодекс позволяет в большом количестве случаев заключать продляемые срочные трудовые договоры. Сложившаяся практика позволяет платить пониженные ставки в течение испытательного срока. Нет и чрезмерно высоких ставок минимальной зарплаты. Наш анализ показывает, что такие гибкие правила выгодны наиболее уязвимым слоям: легче трудоустраиваться женщинам и молодежи, так как работодатели охотнее нанимают их, давая тем самым возможность проявить себя.

Система купли-продажи имущества в России также не требует больших затрат. Немало в последнее время было сделано для создания единого кадастра, в котором регистрируются права собственности на недвижимость. Это важно, в частности, для упрощения получения кредитов под залог недвижимого имущества. То есть более совершенная система регистрации прав на имущество расширяет возможности кредитования, особенно для малого бизнеса.

В 2002 г. Россия уменьшила количество процедур, необходимых для регистрации нового бизнеса с 19 (один из худших показателей в мире) до 12, уменьшив время на их прохождение с 51 до 29 дней, и стала одним из примеров реформ в этой области. В прошлом году страна сохранила свои позиции в первой двадцатке реформаторов: количество процедур сократилось с 12 до девяти, а количество зарегистрированных новых предприятий выросло на 14%.

Тем не менее важно, чтобы процесс не останавливался. Стоит помнить, что в Австралии и Канаде можно зарегистрировать новую компанию всего в два этапа, дешево, за два-три дня. И никакого хаоса при этом не наступает.

При этом многие реформы, попавшие в поле зрения исследования “Бизнес в 2005 г.”, осуществить совсем несложно. Многие из них – простые административные процедуры, например созданные в России центры поддержки предпринимательства, где предприниматели могут работать с чиновниками по принципу “одного окна”.

По собранным нами объективным показателям сегодня в России наибольший потенциал для реформирования заключен в области корпоративного управления. Российский фондовый рынок входит в двадцатку крупнейших в мире по капитализации и мог бы значительно вырасти после проведения простых реформ. Самое простое – улучшить раскрытие информации о собственниках, о семейном и косвенном владении, о соглашениях акционеров, касающихся голосования, – все это с независимым подтверждением информации. Мы считаем, что ужесточение требований по раскрытию информации в России до уровня Словакии, Чехии или Литвы могло бы увеличить капитализацию рынка на 60%.

Ранее раскрытие информации о собственниках и финансовых показателях стоило дорого, но сегодня Интернет все изменил. Причем его преимуществами пользуются не только США или Великобритания, но и Египет, Таиланд, Бразилия. И это дает России большие возможности в привлечении иностранных и внутренних инвестиций – нужно только дать инвесторам уверенность, что они смогут четко видеть риски своих инвестиций.

Но раскрытие информации – не единственное поле для улучшений. Акционеры должны иметь преимущественное право выкупа акций новых эмиссий, чтобы ограничить риск размывания их собственности. Миноритарным акционерам “Томскнефти” очень бы пригодилось это право в 1999 г., когда мажоритарный акционер “ЮКОС” сильно размыл их долю. Но в конечном итоге пострадали не только они, но и все компании, кто пытался привлечь капитал и убедить инвесторов, что их деньгам ничего не угрожает.

Всемирный банк продолжит мониторинг издержек ведения бизнеса во всем мире, выявляя наиболее эффективные реформы и наиболее яркие истории успеха. Россия дала нам сразу несколько примеров таких историй, заметно расширив возможности для многих российских граждан. Мы надеемся, что и следующий год принесет немало хороших новостей.