НОВЫЙ ВЕКТОР РЕФОРМ: Микроэкономика и регионы


На фоне предельно благоприятной макроэкономической ситуации (темпы роста экономики, курс рубля, профицит бюджета, состояние торгового баланса, уровень занятости и т. п.) два события прошедшего лета представляются знаковыми. Во-первых, элементы банковского кризиса, приведшие к утрате частью вкладчиков своих сбережений; во-вторых, дискуссия в правительстве о необходимых темпах роста для удвоения ВВП.

Оба явления указывают на недостаточность существовавших до сих пор критериев нашего благополучия: роста золотовалютных резервов и профицита бюджета. Исчерпав к нынешнему лету последние внутренние резервы роста, открывшиеся после кризиса 1998 г. и связанные с замещением импорта на основе имевшихся основных фондов, мы вплотную подошли к необходимости содержательно определить новые приоритеты, направления и условия развития.

Развитие плюс рост

Именно развития, а не роста. Под развитием я понимаю институциональные изменения плюс экономический рост. Требование же высоких темпов именно роста может привести к росту без развития, а на практике – к поддержанию стимулов роста в уже развитых отраслях (нефть – газ) и регионах (Москва и область). Из экономической теории следует, что именно такая политика даст наилучший эффект в краткосрочном плане. И даже, возможно, приведет к желанному удвоению ВВП. Только Россия, как страна, простирающаяся на 11 временных зон от Калининграда до Владивостока, от этого, скорее всего, сильнее не станет.

Очевидно, что, несмотря на сказочно благоприятную финансовую ситуацию в стране, ни ЦБ, ни Минфин сами по себе не находят достаточных стимулов для радикального реформирования банковского и финансового небанковского секторов экономики. Что за радость людям от 100-миллиардных запасов в валюте, если есть риск потерять свои деньги в банке? Что за радость компаниям, если стоимость капитала для бизнеса в условиях отключки межбанковского рынка и недоразвитости финансового рынка растет?

Представляется разумным перенести акцент в деятельности правительства на разработку и проведение новой микроэкономической политики, суть которой – создание долгосрочных факторов роста производительности экономики на путях поощрения конкуренции, развития предпринимательства, науки и технологии (инноваций) и роста уровня квалификации рабочей силы.

Фактически речь идет о резком улучшении предложения в нашей экономике. Предложение сдерживается провалами рынка, препятствиями на пути конкуренции и барьерами при создании новых бизнесов. Но и существующие предприятия сталкиваются с проблемой качественного обновления оборудования и технологий. Правительство планирует устойчивое преобладание импорта над экспортом на уровне 7–8% в год – и это при уникально высоких ценах на нефть, толкающих наш экспорт вверх!

По существу, центральными становятся отношения государство – предприятие (компания). Требуется уточнить соотношение рынков и государства в содействии частным лицам и фирмам. Удовлетворение общественных интересов (равенство возможностей и безопасность) может достигаться либо в основном с помощью рынков, либо с помощью государственных финансов, государственного контроля или госсобственности.

Сутью микроэкономических реформ должна стать оценка того, где рынки должны получить дальнейшее развитие, а где необходима компенсация провалов рынка для лучшей наладки их работы в дальнейшем.

Под провалами рынка я подразумеваю провалы, обусловленные невнятностью прав собственности на те или иные ресурсы; всевластием естественных монополий и монополий местных; отсутствием либо асимметричностью информации на потребительских рынках и избыточной опекой рынков со стороны разного уровня властей. Но в России имеются и специфические провалы, обусловленные фактическим отсутствием рыночных отношений из-за недоразвитости тех или иных регионов или секторов экономики России.

В официальном лексиконе все чаще звучит понятие “конкурентоспособность”. Даже создан совет по конкурентоспособности. Однако в содержательном плане в основе конкурентоспособности лежит более высокий уровень производительности экономики. А производительность на уровне предприятий зависит от их способности инвестировать в обновление, новые технологии, персонал и методы управления.

Региональное измерение

Экономическая политика, нацеленная на создание возможностей для всех, предполагает создание новой региональной политики, главными принципами которой являются, во-первых, создание и укрепление долгосрочных факторов роста, нововведений, квалификации работников и развитие предпринимательства с учетом региональных и местных преимуществ. Во-вторых, развитие снизу вверх, а не сверху вниз. То есть речь идет о пространственном применении общих принципов роста производительности.

Статистика говорит о резких различиях между регионами (во многих случаях в 10–15 раз). Если в развитых странах уровень региональных диспропорций редко превышает два-три раза, то для экономик стран третьего мира характерны именно резкие разрывы. Так что территориальная структура экономики является одним из критериев определения развитости/неразвитости страны.

Стратегическим целям развития – удвоению ВВП и сокращению бедности – надо придать региональный разрез. Это позволит сосредоточить усилия на создании предпосылок для роста и развития регионов, где и проживает основная часть населения страны. Нужно выработать модельный набор требований к программам развития регионов, разрабатываемым самими субъектами Федерации. Необходимо сфокусироваться на микроэкономических мероприятиях, нацеленных на создание долгосрочных факторов роста производительности и восприимчивости региональных экономик к нововведениям или развитию снизу. Сверху же федеральное правительство будет заниматься компенсацией провалов рынка, укреплением рыночной и физической инфраструктуры, созданием новых подходов к развитию групп областей со схожими проблемами либо ресурсами, объединенными для целей регионального развития в программные зоны (например, туризма). Также правительство отвечает за развитие и продвижение в регионы основных рыночных институтов – финансовых, банковских и небанковских, антимонопольных. Для роста капитализации экономики необходимо упростить законодательную процедуру оформления и отчуждения собственности, в том числе земельных участков для использования в качестве залога или обеспечения финансирования.

Поддержка слабых предприятий через льготы и субсидии дает краткосрочный эффект, но создает серьезные долгосрочные проблемы, фиксируя структурную отсталость регионов. Предлагаемые направления повышения производительности создают долгосрочные факторы роста и развития регионов.

Стандартный набор мероприятий региональных властей должен включать:

подготовку и переподготовку рабочей силы, информирование об этом бизнеса и госслужб;

обучение представителей малого бизнеса бизнес-планированию и основам права;

поощрение конкуренции, снятие барьеров по входу на рынки, усиление и повсеместное распространение правоприменительной практики по уголовному преследованию монополий и картелей;

поощрение инвестиций, в том числе и венчурных;

поощрение научных исследований и нововведений, в том числе на базе местных университетов и крупных компаний и корпораций;

поддержку предпринимательства, упрощение процедуры регистрации новых бизнесов, снятие административных барьеров.

По всем предлагаемым направлениям региональной политики предлагается разработать систему измеряемых показателей и систему целевых показателей, например количество вновь регистрируемых бизнесов на 10 000 жителей или количество дней, необходимых для регистрации нового бизнеса, от и до, скажем, 10.

Вполне возможно, что необходимо будет создать агентства регионального развития по федеральным округам как важный инструмент проведения региональной политики.

Представляется, что фокусировка властей на этих направлениях позволит сосредоточить ограниченные ресурсы на однотипных действиях по всей стране, что приведет к трансляции правильных, непротиворечивых сигналов для российских и иностранных инвесторов.