Сольемся в танце, коллега?


В офисе неожиданно раздаются звуки музыки, и захваченные ритмом ча-ча-ча сотрудники вскакивают с мест. Один из менеджеров командует: “Притопните правой ногой, теперь левой. Все танцуем ча-ча-ча”. Так начинается перерыв на отдых в компании New Age Transportation, Distribution & Warehousing (штат Иллинойс). Работники этой компании проводят целые дни на телефоне, обзванивая предприятия по грузоперевозкам и поставщиков продукции. Они договариваются о перевозках грузов по стране. Но два раза в день они прерывают работу на 20 минут и отдыхают. В эти минуты обстановка в офисе напоминает что-то среднее между оживленной неформальной встречей и домашним праздником. Работники поднимаются из-за письменных столов, включают на всю мощь магнитофон и, положив друг другу руки на талию, выстраиваются в ряд. Они движутся “змейкой” между столами под зажигательные ритмы латиноамериканских танцев. “Мы считаем, что этот танец наполняет нас энергией”, – говорит Соня Пирсон, топ-менеджер New Age. Обычно именно она руководит танцем и, перекрикивая музыку, отдает приказание, какое движение должны сделать сотрудники. “В эти минуты кровь начинает пульсировать у них в жилах, – объясняет она. – И после этого они гораздо лучше выполнят свою работу”.

Рассуждая о перерывах на отдых в течение рабочего дня в американских компаниях, профессор истории Гарвардской школы бизнеса Нэнси Коэн говорит: “Сейчас в компаниях организуются очень интересные перерывы на отдых, главная цель которых – формирование у сотрудников командного духа. Изменение отношения работодателей к перерывам связано с ускорением темпа жизни и новыми стратегиями в бизнесе”. Коэн рассказывает, что в XIX в. рабочие американских текстильных предприятий трудились по 12 часов в сутки и у них было всего два перерыва на отдых длиною 15 минут утром и вечером. Еще 20 минут им разрешали тратить на обед. В 1930-е гг. профсоюзы помогли рабочим отвоевать право отлучаться от станка для похода в уборную.

Перерывы на кофе впервые появились в американских офисах после Второй мировой войны. Это было связано с тем, что производители кофейных автоматов стали поставлять в учреждения свою продукцию. Рекламируя кофейные автоматы, они объясняли сотрудникам, что те имеют право на несколько перерывов на чашку кофе в течение рабочего дня.

Сегодня обстановка на работе стала настолько свободной, что “многие сотрудники вообще выполняют основную часть работы дома и звонят в офис, чтобы сделать перерыв на отдых и с кем-то переговорить”, рассказывает Коэн. Да и в самом офисе работники чувствуют себя довольно раскованно. Они сами выстраивают свой рабочий график и решают, когда делать работу, а когда отдыхать. Поэтому многие гендиректора не занимаются расписанием рабочего дня, оставляя это на усмотрение сотрудников. “Я хочу, чтобы люди сами принимали подобные решения”, – говорит Джордан Чанофски, гендиректор нью-йоркского агентства по связям с общественностью Fusion Public Relations. По его мнению, работник, который сам решает, когда ему играть в популярную сейчас в США игру foosball (соревнования на футбольном игровом автомате), проявит инициативу и в работе. Например, он самостоятельно найдет и предложит коллегам выход из трудной ситуации, возникшей на работе.

Сам же Чанофски регулярно собирает вместе 35 работников компании и проигрывает с ними офисный вариант Jeopardy, популярной в Америке телевизионной игры (наш аналог – “Своя игра”). Сотрудникам задают вопросы о компьютерах, полупроводниках и компаниях, работающих в области высоких технологий. Эти знания необходимы менеджерам компании, потому что Fusion Public Relations часто сотрудничает с предприятиями этой области. Чанофски называет такие перерывы “академическим развлечением”. А во время так называемых “развлекательных перерывов” сотрудники играют в foosball и едят конфеты в специально отведенной для этого комнате. Раз в месяц они смотрят в офисе кино.

Недавно Чанофски убедил работников заняться во время перерывов настенной живописью. Они нарисовали на стене обезьяну, потягивающую на пляже коктейль Пина Колада. Совместное творчество имело целью укрепить командный дух сотрудников и украсить офисную кухню. “Одни люди склонны к творчеству, а других нужно к этому стимулировать”, – поясняет Чанофски. Он утверждает, что среди его сотрудников есть люди, которых надо специально веселить, чтобы у них было хорошее настроение.

Гендиректор другой компании, Kaleidoscope, которая создает упаковки для разных брэндов в Чикаго и Нью-Йорке, Гэри Чаппетта тоже позволяет сотрудникам самостоятельно составлять график рабочего дня. На верхнем этаже здания, где расположен офис компании, находится галерея игровых автоматов, столы для игры в пинг-понг и бассейн. Чаппетта говорит, что он совсем не против того, чтобы сотрудники проводили в зоне отдыха несколько часов в день, если при этом они сдают всю работу в срок. “Наша философия состоит в том, что мы нанимаем на работу взрослых людей, – объясняет Чаппетта. – Я не спрашиваю их, почему они в данный момент времени не работают, а отдыхают”.

Конечно, бывает опасно предоставлять людям столь неограниченную свободу. Ведь они могут расслабиться и не слишком часто возвращаться к письменному столу. По словам Чаппетта, он был вынужден уволить нескольких человек, которые так и не смогли найти нормальный баланс между выполнением работы и отдыхом, к примеру просмотром видеозаписей игры в гольф. Он рассказывает, что один из сотрудников даже получил кличку Дымок, так как появлялся на своем рабочем месте не больше чем на минуту и потом растворялся в воздухе, как дым.

Интересно, что развлекательные и игровые перерывы на отдых перестают быть таковыми, если работодатель вводит строгие ограничения по времени или делает участие в подобных мероприятиях обязательным. “Компании хотят, чтобы все было строго регламентировано. В таких случаях отдых тоже превращается в своего рода работу”, – говорит Джон Путциер, автор книги “Будьте чудаком! 101 необычный способ сделать вашу компанию прекрасным местом работы” (Get Weird! 101 Innovative Ways to Make Your Company a Great Place to Work). Путциер предлагает весьма неординарные идеи по организации перерывов на отдых. Он советует, например, проводить короткие минутные парады, в ходе которых сотрудники маршируют по офису, отмечая таким образом чей-либо день рождения или продвижение по службе. “Конечно, человека можно этим смутить, но это полезное смущение”, – добавляет он. (WSJ, 18.08.2004, Мария Подцероб)