ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ: Старый способ борьбы с бедностью


Большинство стран мира стремятся повысить уровень жизни и сократить бедность, но самых выдающихся успехов в этом достигли Китай, Индия и Уганда. Более 400 млн китайцев поднялись над чертой бедности благодаря беспрецедентному экономическому росту Китая в последние 20 лет. Индия более чем удвоила темпы роста с 1970-х гг., а темпы роста экономики Уганды с 1993 по 2002 г. в восемь раз превысили усредненные темпы роста стран Африки к югу от Сахары, что также позволило существенно сократить бедность.

Как им это удалось? Новый доклад Всемирного банка о мировом развитии показывает, что во многом успех этих стран объясняется тем прогрессом, которого они достигли в улучшении инвестиционного климата – в предоставлении предприятиям возможностей и стимулов для инвестиций, расширения и создания рабочих мест.

Стремясь к прибыли, предприятия всех типов – от фермеров до транснациональных корпораций – играют определяющую роль в экономическом развитии. Они создают большинство рабочих мест, необходимых для повышения доходов. Они предоставляют большинство товаров и услуг, необходимых для улучшения стандартов жизни. Они платят большую часть налогов, необходимых для финансирования государственного здравоохранения и образования. Однако размер их вклада во многом зависит от инвестиционного климата. Слишком часто правительства ухудшают инвестиционный климат, создавая неоправданные риски и препятствия для конкуренции.

Результаты опросов более 30 000 предприятий в 53 странах, приведенные в нашем докладе, свидетельствуют, что неопределенность содержания и методов реализации политики правительства является главным предметом беспокойства предприятий в развивающихся странах. Макроэкономическая нестабильность, произвол регулирования и слабая защита прав собственности усугубляют этот риск. Почти 90% предприятий Гватемалы считают толкования нормативных документов непредсказуемыми, а более 80% предприятий в Бангладеш не доверяют судам в делах защиты прав собственности. По нашим расчетам, только за счет повышения предсказуемости экономической политики можно на 30% увеличить вероятность новых инвестиций действующими предприятиями.

Власти также обременяют предприятия высокими затратами, из-за чего многие потенциальные проекты становятся заведомо неприбыльными. Предприятия повсеместно жалуются на высокие налоги, но зачастую налоговое бремя – не главное. Слабые механизмы исполнения контрактов, ненадежная инфраструктура, обременительное регулирование, преступность и коррупция могут привести к появлению дополнительных затрат, троекратно превышающих обычные суммы налоговых выплат.

Препятствия для конкуренции уменьшают стимулы к обновлению и увеличению производительности, которые являются основой долгосрочного роста. Доклад показывает, что сильная конкуренция может увеличить вероятность инновационного обновления более чем на 50%. Однако неоправданные бюрократические барьеры очень распространены, а попытки ограничить неконкурентное поведение предприятий в большинстве развивающихся стран по-прежнему слабы.

Почему некоторые страны быстрее других достигают успеха в решении этих проблем? Дело не только в деньгах: многие улучшения не требуют больших ассигнований, а ускоренный рост увеличивает налоговые поступления. Властям следует разбираться в глубинных причинах провалов экономической политики. Им надо обуздать коррупцию и другие формы стяжательства, которые искажают проводимые реформы и подстегивают рост затрат; добиться доверия к своим действиям, чтобы дать предприятиям стимул к инвестициям. Им также надо заручиться поддержкой населения, чтобы проводить реформы и обеспечить их соответствие местным условиям.

Эти задачи сложны, но нет необходимости делать все одновременно. Впечатляющих результатов можно добиться, устраняя самые важные недостатки и настойчиво проводя позитивные изменения. Китай начал с укрепления защиты прав собственности сначала в сельском хозяйстве, а затем и в остальных отраслях. Индия – с устранения излишнего бюрократического регулирования и торговых ограничений. Уганда провела торговую и налоговую реформы, сократила сроки регистрации новых предприятий. Приоритеты надо определять в каждом отдельном случае. Но залог успеха – скорее настойчивость, чем перфекционизм.

Почти половина населения планеты живет на сумму менее $2 в день, высок уровень безработицы, недостаточна занятость молодежи, при этом население быстро растет, поэтому улучшение инвестиционного климата должно стать главным приоритетом для правительств развивающихся стран. Международное сообщество также должно более активно оказывать им помощь. Торговые ограничения в развитых странах наносят ущерб инвестиционному климату в развивающихся странах — их устранение может принести развивающимся странам выгоду, которая в денежном выражении более чем в четыре раза превосходит иностранную помощь, выделяемую на проекты по улучшению инвестклимата в этих странах. Однако помощь тоже нужна; она должна стать более эффективной и масштабной. Совместными усилиями международное сообщество может добиться большего для создания более сбалансированного, справедливого и спокойного мира.

Франсуа Бургиньон – главный экономист и старший вице-президент Всемирного банка. Уоррик Смит – директор группы Всемирного банка по подготовке “Доклада о мировом развитии в 2005 г: Улучшение инвестиционного климата в интересах всех слоев населения” (www.worldbank.org/wdr2005)