МИРОВОЙ БИЗНЕС: Европа привыкает к аутсорсингу


По оценкам консалтинговой фирмы Forrester Research, расходы европейских компаний на закупки товаров и услуг, переданных на аутсорсинг, вырастут с 82 млрд евро ($101,8 млрд) в 2002 г. до 129 млрд евро ($160,1 млрд) в 2008 г. При этом число компаний, которые тратят за рубежом более 20% средств, выделенных на закупки у подрядчиков, вырастет с 7% в 2004 г. до 20% в 2008 г. Между тем в США доля таких компаний уже в этом году превысит 20%.

Передавать функции на аутсорсинг компаниям континентальной Европы, в частности, мешает законодательство. Если в США и Великобритании достаточно легко уволить сотрудника, чья работа теперь будет выполняться в странах с дешевой рабочей силой, то в Германии работодатель сначала должен согласовать увольнение с профсоюзами, а затем предупредить сотрудника (уведомительный период составляет от месяца до семи). Кроме того, европейские бизнесмены менее охотно идут на риск и пробуют новые идеи. Американские менеджеры обычно готовы заключить контракт с провайдером услуг в Индии сразу после того, как тот выполнит пробный заказ. А их коллеги из европейских стран, прежде чем предложить хоть какую-либо работу, будут тщательно и долго оценивать, походит ли им такой подрядчик, говорит Киран Карник, руководитель индийской Национальной ассоциации производителей программного обеспечения и провайдеров услуг.

Wipro, одной из ведущих индийских компаний в области аутсорсинга консалтинговых и ИТ-услуг, никак не удавалось убедить немецкие компании передать ей разработку микросхем и программного обеспечения и операции бэк-офиса – пока она не наняла Вальтера Ортмюллера. 20 лет проработав в ИТ-секторе Германии, он говорит, выглядит и думает как потенциальные клиенты Wipro. И ему гораздо проще, чем его индийским боссам, убедить немецких менеджеров оставить свои страхи, связанные с переводом операций за тысячи километров в страну, где говорят на другом языке. В марте 2003 г., когда Wipro наняла Ортмюллера, у нее было два клиента в Германии. Теперь их 10 – прежде всего благодаря тому, что компания открыла здесь офис, в котором под начальством Ортмюллера работают немцы. “Наше присутствие здесь было необходимым условием для европейских клиентов. Они хотят быть уверены, что их голос будет услышан в крупной организации, центр деятельности которой расположен не в Европе, – говорит Санджита Сингх, директор по маркетингу Wipro. – А привлечение местных профессионалов помогает установить культурные и языковые связи, благодаря чему ты заставляешь клиента улыбаться и налаживаешь более тесные отношения”.

Дебджит Датта Чаудхури впервые приехал в Германию в 1999 г., чтобы открыть офис InfoSys Technologies, другой ведущей ИТ-компании Индии. “Немецкие менеджеры тогда даже не понимали, о чем я говорю, – рассказывает он. – Объясняя им преимущества перевода бизнеса за рубеж, нужно завоевать доверие, стараться думать и действовать, как немец”.

Помимо Германии Wipro имеет центры по работе с клиентами в Швеции, Великобритании, Нидерландах и Финляндии, укомплектованные в основном местными сотрудниками. Кроме того, у нее центры продаж в восьми европейских странах, и в каждом маркетинговом отделе работают 90% местных сотрудников (в США, по словам Сингха, – 30%). Но потребность европейских компаний координировать проекты через местные офисы таких фирм, как Wipro, InfoSys и др., снижает эффективность аутсорсинга. По подсчетам McKinsey Global Institute, немецкие компании экономят 52 цента на каждом евро, потраченном на закупки у зарубежных подрядчиков, тогда как американские – 58 центов на каждом долларе.

Как и в США, перевод рабочих мест в другие страны порождает горячие дебаты в европейских политических и деловых кругах. По данным недавнего опроса немецкой консалтинговой компании Roland Berger Strategy Consultants и Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), 30% европейских компаний учитывают риск того, что перевод операций за рубеж может спровоцировать негативную реакцию со стороны политиков и общества, тем более что безработица в крупнейших странах континента находится на рекордно высоком уровне. “За перевод рабочих мест за границу вынуждена платить большая часть общества, – утверждает Ан Ленуаль Марльер, советник руководства Общей конфедерации труда, одного из крупнейших профсоюзов Франции, насчитывающего 700 000 членов. – Мы требуем, чтобы компании консультировались с рабочими, прежде чем принимать решение [о переводе операций за границу], и чтобы правительство перестало стимулировать крупные компании делать это”. (DJ, 1.10.2004, Михаил Оверченко)