В ЦЕЛОМ: Не хочется, но надо


Российский рынок беспроводной связи, особенно в секторе мобильных коммуникаций, растет чрезвычайно быстро. За последний год количество абонентов мобильных операторов выросло вдвое.

По данным компании ACM-Consulting, на 31 августа в России было почти 56 млн абонентов, т. е. проникновение мобильной связи достигло 38,3%. В Москве на конец августа насчитывалось 14,3 млн абонентов, что составляет 84,4% всех жителей. Согласно опыту развитых стран порог насыщения – 70–80%. При таком бурном росте насыщение рынка может наступить уже через год-два. Падение цен на услуги мобильной связи, которое так привлекает потребителей, по мнению экспертов и игроков рынка, скоро должно остановиться. Это заставляет операторов мобильной связи задумываться о новых путях привлечения и удержания клиентов.

В этой ситуации средством привлечения клиентов, по мнению большинства игроков рынка и экспертов, может стать внедрение операторами мобильной связи новых технологий скоростной передачи данных – стандарта мобильной связи третьего поколения – 3G и технологий широкополосного доступа – Wi-Fi, WiMAX и др.

Как рассказал в интервью “Ведомостям” министр информационных технологий и связи Леонид Рейман, лицензии на связь третьего поколения могут быть выданы в 2005 г., а новые сети могут заработать в 2006 г.

Крупнейшие операторы мобильной связи уже опробовали в России опытные сети 3G. Поэтому запуск новых сетей для членов “большой тройки” – вопрос нескольких месяцев. “Если бы у нас уже была лицензия, то мы могли бы запустить первую сеть в пределах года”, – говорит вице-президент по маркетингу ОАО “МТС” Михаил Сусов.

Однако большая проблема для запуска сетей нового поколения – отсутствие мобильного контента и массового спроса потребителей на неголосовые услуги. Технологии быстрой передачи данных для мобильных устройств уже существуют, но вопрос в том, что при помощи этих технологий потребители будут “качать” и нужно ли вообще что-либо “качать” сегодняшним потребителям. Пока что основной услугой мобильной связи остается передача голоса.

В Европе и Азии операторы 3G делают ставку на развитие неголосовых услуг – мобильный Интернет, игры, тотализаторы и т. п. “Клиентам предлагаются информационные и развлекательные пакеты для узких целевых групп, – говорит консультант-аналитик компании J’son & Partners Management Consultansy Дмитрий Мартемьянов. – Число контент-провайдеров постоянно растет, и, например, в Японии оно превысило 50 000”.

По словам партнера ACM-Consulting Антона Погребинского, сейчас неголосовые услуги составляют примерно 10–15% от выручки операторов. “Причем в эти проценты включены и такие услуги, как определитель номера и т. п. Я не думаю, что произойдет что-то революционное, что позволит этой цифре вырасти с 15% до 30%. Уже доказано, что пока к этому нет интереса абонентов”, – говорит Погребинский. “Лидирующие сети, в которых держится высокий уровень доходов от дополнительных услуг, выходят на показатель максимум 14%. Даже в Европе операторы-рекордсмены имеют чуть более 20%”, – говорит президент компании “Евросеть” Элдар Разроев. По словам генерального директора ОАО “МегаФон” Сергея Солдатенкова, пока технологические возможности сетей третьего поколения не востребованы рынком. Правда, он оговаривается, что рынок может созреть для 3G через два-три года.

Ситуацию с 3G можно описать словами “не хочется, но надо”. С одной стороны, операторы боятся опоздать к разделу нового рынка, с другой – инвестиции в построение сетей нового поколения для операторов весьма рискованны, поэтому ни они, ни Мининформсвязи не очень торопятся вводить новые технологии. Интерес потребителей к новым услугам операторами еще не определен. Поэтому участники конференции “Беспроводная связь в России: бизнес-модели будущего”, организованной газетой “Ведомости” 23 сентября в “Марриотт Гранд Отеле”, все время подчеркивали, что нужно говорить не столько о технологиях, сколько об услугах, о том, что в будущем операторам связи нужно будет ориентироваться на узкие потребительские группы, предоставляя “узкозаточенные” предложения.

Еще одна важная тема для развития рынка беспроводной связи в России – создание виртуальных операторов (MVNO). Эта бизнес-технология позволяет сравнительно небольшим и небогатым компаниям, просто покупая трафик у крупных операторов связи, быстро выходить на рынок беспроводной связи и концентрироваться исключительно на услугах, на качестве обслуживания клиентов.

По словам председателя правления крупного регионального оператора “Tele2 Россия” Юрия Домбровского, работа по схеме MVNO – один из наиболее эффективных способов выживания региональных операторов в условиях низкой доходности их бизнеса. Кроме того, сотрудничество с крупнейшими федеральными операторами по схеме MVNO позволило бы регионалам избежать разрушительного для них соперничества с крупными операторами. Однако развитие MVNO зависит от воли законодателей и регулятора рынка. Пока что никаких законов о деятельности MVNO в нашей стране нет.