БАНКИ: Ужесточить надзор


Если летом 2004 г. и не произошло банковского кризиса, то кризис доверия к банкам был налицо.

Стоило высокопоставленному чиновнику только упомянуть, что существуют сомнения в том, что десяток-другой банков соблюдают все требования закона о борьбе с отмыванием грязных денег, как доверие банков друг к другу рухнуло. Банки прекратили предоставлять друг другу межбанковские кредиты. Рядовым вкладчикам, не обладающим квалификацией финансовых профессионалов, оставалось только следовать этому примеру. И они пошли выручать свои деньги из банков.

Доверие у людей сохранилось тем не менее к ведущим государственным кредитным организациям, к действиям государственной власти в целом. Стоило объявить об определенных гарантиях мелким вкладчикам, как волна паники схлынула.

Однако осталась масса вопросов, среди которых самый главный – было ли все происшедшее только результатом субъективных суждений и слов, не вовремя сказанных и посеявших панику? Или все же есть объективные причины для тревоги?

Уверен, что для большинства наблюдателей и аналитиков ничего неожиданного в этой встряске кредитной системы не было. Как не было и недостатка в предупреждениях загодя. Достаточно процитировать оценку российской кредитно-банковской системы, данную в марте 2002 г. Всемирным банком: “Банки по-прежнему недостаточно капитализированы по сравнению с принимаемыми ими на себя рисками… Большинство банков до сих пор отказываются признавать либо склонны скрывать риски, присущие их кредитным портфелям… Основные банковские операции банков до сих пор не в состоянии обеспечить их соответствующим притоком ликвидных средств. В подобных условиях банки по-прежнему будут страдать от периодических кризисов ликвидности”.

Ряд таких цитат можно продолжать и продолжать. Следовательно, неприятности российских банков имеют под собой объективную основу. Собственно говоря, это признавалось и правительством, и Банком России в одобренной ими еще в конце 2001 г. “Стратегии развития банковского сектора РФ”. Надо отдать должное команде главы Центробанка Сергея Игнатьева. Она начала добиваться от банков более четких действий в отношении собственного капитала. Банковская система наконец-то переходит на международную систему финансовой отчетности в бухгалтерском учете. Введены требования по раскрытию информации о владельцах банков. Планируется внести в законодательство требование четко определенной ответственности владельцев за обязательства их кредитных учреждений. Начата работа по сбору информации о кредитной истории заемщиков (кредитные бюро). Сегодняшнее руководство Банка России начало совершенно необходимую работу по восстановлению доверия. В том числе и ведя отбор банков для включения в систему гарантирования вкладов населения.

Эти шаги и составят реальную реформу банковского сектора в России, которую предыдущая команда Центробанка просто-напросто тормозила, боясь, что ужесточение надзорных действий вскроет несостоятельность многих банков. Дело доходило до абсурда, до разрешения банкам работать с отрицательным капиталом по данным МСФО. Результатом такого нежелания вскрывать слабости банковской системы, должным образом организовать банковский надзор и стало недоверие банков друг другу и всего населения к отечественным банкам.

Слабости кредитно-банковской системы влекут за собой широкие негативные макроэкономические последствия. Банковская система, не располагающая достаточной устойчивостью и не вызывающая доверия у банкиров, предпринимателей и населения, тормозит экономический рост, поскольку не обеспечивает концентрацию сбережений в банках и не работает на трансформацию сбережений в инвестиции. Мешает сегодняшнее состояние банков и в борьбе с инфляцией. Банки не поставляют на финансовый рынок надежных финансовых инструментов, в которые можно было бы вложить временно свободные рубли, – ни закладных ипотечных листов, ни опционов, ни нот, связанных с выданными кредитами. Перечислять можно долго, чего у нас нет. Как говорил классик, “чего ни хватишься, ничего-то у вас нет!”

Рубли вольно гуляют по товарным рынкам, обращение денег не замедляется, базовая инфляция много лет остается на высоком уровне.

Банк России в силу того же отсутствия доверия к банковской системе не может даже после четырех лет устойчивого экономического роста ввести цивилизованную систему рефинансирования. Как я понимаю, он справедливо опасается, что, открыв возможность даже для наиболее надежных банков учесть свой кредитный портфель в Центробанке, он получит не рост экономики, а разгон инфляции.

Единственным регулятором объема предложения денег на внутреннем рублевом рынке, который находится в руках денежных властей, остается покупка и продажа иностранной валюты. Банк России по-прежнему мечется между двумя целями, которые попросту недостижимы одновременно и поэтому не могут одновременно ставиться в качестве задач денежной политики: сдерживать инфляцию и не допускать роста реального курса рубля к доллару.

Снижение инфляции – это еще один экономический вызов, к ответу на который наша банковская система не готова. Банкиры привыкли, что рублевые процентные ставки должны быть выше долларовых, привыкли покупать валюту как надежный краткосрочный доходный высоколиквидный актив. Сегодняшняя ситуация их вводит в ступор. Клиенты начали охотно брать долларовые кредиты как более дешевые, а доход в рублях от девальвации рубля к доллару просто исчезает. Мир для банков перевернулся, что делать, где размещать рубли, как извлекать прибыли, им не понятно, поскольку оценивать здраво риски кредитования они в своей массе не научились. Это одна из главных причин кризиса доверия банков друг к другу.

Многие частные банки не умеют, да и не желают трудиться над достижением этого доверия. Можно понять людей, которые в этих условиях выбирают крупные государственные банки для хранения своих сбережений. Частным банкам придется радикально улучшать свое корпоративное управление и следовать принципам открытости, если они стремятся выстоять в этой конкурентной борьбе.

Должной твердости в требовании исправлений этих ошибок нет у Банка России поныне. Центробанк проявляет совершенно неоправданную медлительность в усилении требований к увеличению банковского капитала. Существует множество мелких банков, которые имеют просто мизерный собственный капитал. К тому же многие из них сформировали этот капитал за счет фиктивных по сути операций, например путем внесения в капитал ценных бумаг с высоким номиналом, но ничтожной рыночной стоимостью.

Все это и есть объективная и субъективная причины кризиса доверия, с которым банки не могли не столкнуться.

Весной 2004 г. Банк России отозвал лицензии у нарушающих его требования банков (Содбизнесбанк и далее по списку). Это были шаги в совершенно правильном направлении. Но, столкнувшись с сопротивлением (а чего иного можно ждать от людей, привыкших безнаказанно игнорировать требования банковского регулирования?), Банк России на время как-то растерялся. А затем сделал самое простое – снизил резервные требования для всех без разбора и прогарантировал вклады во всех без исключения банках.

Если эти действия останутся лишь эпизодом, лишь временной антикризисной мерой, то их негативные последствия быстро будут преодолены. Но если это станет шагом к постепенному отказу от политики ужесточения надзора за банками, то о восстановлении доверия к ним можно будет забыть надолго. Термин “кредит”, как известно, означает в переводе “доверие”. Останется ли банковская система России кредитной системой без “кредита” и помехой, а не стимулом экономического роста?