Незнатный Nobel

На этой неделе Нобелевский комитет начал объявлять имена лауреатов премии за 2004 г. Своих лауреатов объявили и организаторы Игнобелевской премии, которую с 1991 г. присуждает американский научно-юмористический журнал “Летописи невероятных исследований” совместно с рядом научных обществ Гарварда. Слово Ignobel авторы премии взяли у Эрнеста Хемингуэя, которому настоящую Нобелевскую премию долго не присуждали, и он ее обозвал ignoble (низкий, постыдный, незнатный – англ.).

Игнобелевская премия присуждается за вполне реальные достижения и исследования, которые, по мнению организаторов, “невозможно или не нужно повторять”. Но это не просто шутовская награда. “Каждый лауреат Игнобелевской премии сделал что-то, что сначала заставляет людей смеяться, а потом – задуматься”, – говорит ее основатель Марк Эбрамс. Если исходить из этой концепции, выбор членов Игнобелевского комитета порой необычайно точен.

Премию по экономике в этом году получил Ватикан за аутсорсинг молитв в Индию. Американцы, канадцы и европейцы, особенно из тех мест, где нет католического священника, посылают в Ватикан просьбы отслужить молитву, жертвуя $5–10, а тот пересылает просьбы и деньги в индийские церкви. Эта практика заставляет всерьез задуматься о том, насколько действительно популярна Индия как страна для аутсорсинга, если туда передают уже не только материальные заказы (на разработку программного обеспечения или обслуживание бэк-офиса), но и нематериальные.

Премию по химии получило британское подразделение Coca-Cola, которое в начале марта стало продавать питьевую воду Dasani. Британцы негодовали: выяснилось, что это обычная водопроводная вода, пусть очищенная и обогащенная минералами. Скоро Coca-Cola изъяла всю Dasani из продажи, так как уровень канцерогенов в ней вдвое превышал норму. На рекламную кампанию Coca-Cola потратила 7 млн фунтов ($12,5 млн). Хороший урок для рекламных и PR-менеджеров.

Премия мира досталась изобретателю караоке японцу Дайсуке Иноуэ за “абсолютно новый способ научить людей терпимо относиться друг к другу”. Очень точное определение. Мы снисходительно относимся к фальшивым трелям знакомых (или даже незнакомых) людей, поющих в караоке, тогда как рулады безголосых поп-певцов заставляют нас морщиться и побыстрее переключать телеканал. Вот бы политикам, которые обычно глухи к мнению оппонентов, поучиться терпению у певцов караоке. За способность договориться с противником порой дают и настоящую Нобелевскую премию.