ГРОМКИЕ ИМЕНА: В бизнесе лучше без адреналина
Вице-президент Международной федерации по недвижимости FIABCI и президент чаптера (отделения) “FIABCI-Россия” Александр Романенко начинал карьеру профессионального спортсмена. Закончил Институт физкультуры им. Лесгафта. ленинский стипендиат, мастер спорта, специализация – бег на 1500 м. После института – служба в армии (спортрота в Тарту), дважды становился чемпионом Эстонии. Вернулся в Ленинград, поступил в аспирантуру (научная тема – “Взаимосвязь скорости расслабления мышц и высоких спортивных результатов); работал тренером в ШВСМ им. Алексеева. Затем – старший тренер сборной профсоюзов по легкой атлетике (фактически вторая сборная СССР). В 1988 г. ушел в бизнес. В начале 90-х уехал в Калифорнию, в Университет Риверсайд, закончил факультет менеджмента, прослушал курсы по недвижимости, получил лицензию агента и брокера. А в 1993 г. создал риэлторскую компанию “Адвекс”.
Александр Романенко родился в 1956 г. в Ленинграде. Жена и двое сыновей живут в Калифорнии. Дочь от первого брака работает в “Адвексе”. Хобби – по-прежнему спорт. В 2003 и 2004 гг. участвовал в соревнованиях по триатлону, проводившихся в США. Занял 116-е место из 500 участников и 2-е – в своей возрастной группе.
– Со стороны ваша бизнес-карьера и развитие бизнеса выглядят вполне поступательными. А были ли кризисные моменты?
– Да, конечно. Непростым было само решение закончить вполне удачную карьеру тренера и уйти в незнакомый кооперативный бизнес. Занимались компьютерами, программным обеспечением, рентабельность отдельных сделок доходила до 200%. Потом остро почувствовал нехватку образования и поехал учиться в США.
В Калифорнии я познакомился с брокером по недвижимости Дэниелом Коркораном. Он вдохновился возможностями России, и в 1991 г. в Петербурге была зарегистрирована компания InterOссidental. Западный подход, обучение, современные бизнес-технологии – ничего подобного в Петербурге тогда не было, InterOссidental за год стала крупнейшей риэлторской фирмой города (если не России). Так что в 1993 г. я вернулся в Россию совладельцем и вице-президентом крупной и успешной компании. Но уже тогда было видно, что неиссякаемый (как тогда казалось) поток налички – в Америке это немыслимо – несет в себе и высокие риски. И Дэниел с ними может не справиться. Тем более что в Штатах он был одним из тысяч брокеров, а здесь – бесспорный авторитет и гуру. И я отошел от InterOссidental и создал “Адвекс”. Хотя тогда такое решение не выглядело бесспорным.
Вторая кризисная точка – 1997 г. Все та же проблема: на рынке крутились миллионы клиентских денег, причем их обращение было на уровне каменного века: из рук в руки, через тумбочку в агентстве. Немудрено, что “авторитетные” люди обратили на это самое пристальное внимание. Одновременно вскрылись внутренние, системные недостатки бизнеса в недвижимости. Начался передел рынка. Практически одновременно, с интервалом в несколько месяцев, рухнули несколько крупных компаний: “Дом Плюс”, “Кредо Петербург”, InterOccidental, “Клондайк” и др.
Мы приняли свои меры; ключевым моментом стало решение об обмене акциями с крупной финансово-промышленной группой “РОССТРО”. Мы потеряли часть самостоятельности, зато это дало нам финансовую устойчивость и обеспечило безопасность.
– Принято считать, что серьезные занятия спортом порождают адреналиновую зависимость. А в бизнесе кризисные ситуации, когда мгновенно надо принимать решения стоимостью в сотни тысяч долларов, все же нечасты. В сегодняшних стабильных условиях вам хватает адреналина?
– Не хватает. Поэтому два года назад я за один день поднялся на Маунтин Уитни
(самая высокая вершина США), именно поэтому участвую в соревнованиях по триатлону. Когда препятствий не хватает, приходится их придумывать. Но адреналин лучше добирать именно так – в экстремальных видах спорта и развлечениях, а не в бизнесе. В бизнесе лучше обходиться без него.
– Что дал спорт для вашего бизнеса?
– Уверенность в себе, в своих силах, умение проявить характер. Умение терпеть: “полуторка” – самая тяжелая для организма дистанция в плане кислородного долга. Стремление быть первым – не важно, чем ты занимаешься. И чувство команды – вместе со мной в бизнес ушли второй тренер и директор спортшколы.
– Ваш способ построения бизнеса отчетливо ориентирован на западные стандарты. Что в первую очередь пригодилось в наших специфических условиях?
– Главное – сам принцип построения бизнеса, отношения агента и фирмы. Деление дохода по жесткому принципу 50/50 – это как раз американский вариант. Кроме того, профессиональные стандарты и кодекс этики Национальной ассоциации риэлторов (НАР). Наши построены именно на этой основе, которая оказалась вполне жизнеспособной в российских условиях. Зачем придумывать велосипед? Адаптация, конечно, необходима: некоторые принципы, которые в Штатах воспринимаются как сами собой разумеющиеся, у нас приходится доказывать. Ключевой момент – приоритет интересов клиента. Для того чтобы это стало азбукой бизнеса, нужно, чтобы сменилось поколение. Идеология безопасности клиента обусловила наш интерес к страхованию титула. Услуга в российских условиях (при нашей смутной приватизации и противоречивом законодательстве) абсолютно необходимая. Но пока маловостребованная – в силу недостаточной грамотности (нередко) обеих сторон в сделке и привычки полагаться на авось.
Каждый год несколько наших специалистов (обычно 7–8 человек) выезжают в Штаты на стажировку и обучение. Это недешево, но полезно. Из пяти руководителей отделений “Адвекса” четверо стажировались в США.
– А есть процессы и технологии, которые пока у нас не приживаются?
– Сейчас начинаем понемногу готовить людей по специальности “ипотечный брокер”. Это специалист, который готовит для клиента оптимальную кредитную схему: ставка, условия, периодичность выплат, гарантии или залог… Это отдельная специальность, и я уверен, что постепенно, с развитием ипотеки, она будет востребована.
Есть еще такая вещь, как юридический сертификат – продажа юридической услуги для решения вопросов, возникших в ходе сделки. Например, после завершения продажи обнаружились какие-то строительные дефекты – что и у нас нередко, не так ли? Этим должны заниматься юристы.
Интернет-технологии у нас пока приживаются сложно. Во-первых, пользователей недостаточно, во-вторых, корпоративная этика совместных сделок, мягко говоря, не на высоте.
Мечтаю о времени, когда российское законодательство позволит клиентам открывать для каждой сделки специальные трастовые счета. Они не облагаются налогом, брокер не может тронуть ни цента на этом счете. Наша система расчетов с пакетами налички в банковских ячейках – это же анахронизм! В общем, есть куда двигаться.
– Вам приходится жить на два дома (в Петербурге у Александра Романенко небольшая квартира на канале Грибоедова, в Калифорнии – дом, где живет его семья. – “Ведомости”). Не тяжело?
– Очень напрягает. Через океан не налетаешься… Но семья приезжает каждое лето. И сыновья раньше все время говорили: “Пора домой, в Америку”, а в этом году впервые сказали: “Оказывается, и в России можно неплохо жить!” У них появились здесь друзья. Я своей жизни вне России не представляю.
– Вы собрали кучу постов: были президентом Ассоциации риэлторов СПб, президентом CEREAN, вице-президентом РГР, теперь вот – вице-президент FIABCI и президент чаптера “FIABCI-Россия”. Общественная деятельность не мешает бизнесу?
– В какой-то момент это было необходимо для выхода на новый уровень качества бизнеса. Международный конгресс FIABCI в Петербурге показал, насколько необходимы личные контакты и связи на международном уровне. Иначе нам так и придется работать только с теми инвестициями, которые были выведены из страны и теперь – через Кипр и Каймановы острова – понемногу возвращаются обратно.
Но теперь – да, уже мешает. И весьма. Я рассчитываю в 2005–2006 гг. сократить до минимума деятельность в качестве функционера и заняться исключительно бизнесом. Но до этого, еще в ранге президента “FIABCI-Россия”, хочу собрать сильную делегацию, которая достойно представит Россию и Петербург на Всемирном конгрессе по недвижимости в Афинах в 2005 г. Уже договорился с организаторами – оборудование для перевода нам предоставят бесплатно. Это важно, потому что языковой барьер все еще остается серьезным препятствием для отечественных деловых кругов.
– Ваша цель в бизнесе?
– Я хочу построить стабильное, нормально функционирующее дело, бизнес, который минимально зависел бы от колебаний рынка и особенно – от непредсказуемых движений политических функционеров. То новые налоги введут, то меняют систему регистрации… Полностью избежать этих рисков нельзя, но свести их к минимуму вполне реально. Хочу создать бизнес, который можно было бы спокойно передать детям.