Бюрократия мешает России

С.Николаев

Несмотря на рост показателей “макроэкономика” (56-е место против 61-го) и “технологии” (67-е вместо 69-го), Россия второй год подряд топчется на 70-м месте по перспективной конкурентоспособности. Нашу страну подводит крайне низкое качество госинститутов (падение с 81-го до 89-го места). “Коррупция в госорганах, ограничение свободы прессы и других гражданских свобод, стимулирующие отток капитала и ухудшающие настроения в бизнес-сообществе, политическая нестабильность, ослабление правовой системы могут в большей или меньшей степени” ограничивать конкурентоспособность стран, констатирует Аугусто Лопез-Кларос, главный экономист ВЭФ.

Дефекты госуправления сводят на нет наши достижения в макроэкономике и технологиях – бюджетный профицит (8-е место среди 104 стран), относительно высокий уровень сбережений (18-е), высшего образования (8-е место), расходов компаний на исследования и разработки (36-е). В разделе “госинституты” перечислены только недостатки, причем по таким показателям, как права собственности, фаворитизм при принятии решений госчиновниками и независимость судов, Россия плетется в самом конце, занимая 84–88-е места. Руководители компаний, работающих в России, называют факторы, связанные с госинститутами, в числе самых серьезных проблем для бизнеса: это коррупция (18% респондентов), налоговое администрирование (16%), неэффективность госорганов (10%). В числе других проблем – ограниченный доступ к заемному капиталу (14%), высокие ставки налогов (8%), высокая инфляция (6%) и др.

Условия для бизнеса в России понемногу улучшаются – по крайней мере, по индексу BCI Россия поднялась с 65-го на 59-е место. Но по уровню защиты прав миноритарных акционеров, входящих в этот индекс, мы на 91-м месте, по регулированию рынка ценных бумаг и потерям, которые бизнес несет из-за коррупции, – на 90-м.

Цена неэффективности власти для России колоссальна. По словам одного из авторов административной реформы, бывшего первого замминистра экономического развития Михаила Дмитриева, уже сейчас пробуксовка госаппарата сокращает темпы роста ВВП на 1–1,5% в год, а в ближайшие 5–10 лет из-за этого рост может резко замедлиться или прекратиться. А чиновник Кремля объясняет неудачу с реформированием госинститутов нехваткой времени: “Если макроэкономикой мы занимаемся больше 10 лет, а технологический задел нам достался от СССР, то к административной реформе мы вплотную приступили лишь в прошлом году”.

На российско-американском инвестиционном симпозиуме, который на прошлой неделе проходил в Вашингтоне, руководители компаний не уставали жаловаться на бюрократов. Когда представитель Всемирного банка напомнил, что, согласно исследованию банка, чтобы открыть бизнес в России, нужно пройти минимум шесть различных процедур, на которые уйдет не меньше 37 дней, гендиректор “GM-АвтоВАЗ” Джон Милонас не сдержался. “Гораздо дольше! – воскликнул он. – Нам [для начала работы] нужно было 127 лицензий и разрешений, на каждое по [российским] правилам ушло бы недели по три”. “На моих заводах каждый день по пять инспекций пытаются что-то найти, – заявил председатель совета директоров и совладелец “Вимм-Билль-Данна” Давид Якобашвили. – Для бюрократии бизнес – это корова, которую можно доить”. На засилье бюрократии в России, по наблюдению помощника торгового представителя США Кэтрин Новелли, жалуются и крупные, и малые предприниматели.

Примером для подражания для России может служить Финляндия, второй год подряд занимающая 1-е место по индексу GCI. Из стран бывшего СССР впереди всех с огромным отрывом Эстония (20-е и 27-е места). США заняли 2-е место по индексу GCI и 1-е – по BCI. В первую десятку вошли также Швеция (3-е), Дания (5-е), Норвегия (6-е) и Исландия (10-е). “У них великолепная макроэкономическая политика, исключительно низкий уровень коррупции, бизнес ведется в правовой системе, в которой чтят договорные обязательства и закон”, – говорит Лопез-Кларос.