БАНКИ: Под снежным комом


Приход весной 2002 г. на место главного банкира страны Сергея Игнатьева, приверженца консервативных методов валютного регулирования, сулил Центральному банку России (ЦБ) очередные годы застоя. Но действительность оказалась хуже плохих ожиданий.

Два года Банк России проводил политику повышения курса рубля, которая усугубляла проблему избыточного предложения на рынке иностранной валюты, стимулировала импорт и подавляла национальный экономический рост. Она была остановлена лишь окриком президента.

Рукотворный банковский кризис был вызван неожиданными репрессиями по отношению к одному из банков со стороны ЦБ, что нарушило устоявшуюся годами систему контроля за кредитными рисками. Другие “успехи” Центробанка последнего времени оказались не столь громкими, но тоже впечатляющими. Стоит перечислить некоторые из них.

В апреле 2004 г. была введена в действие инструкция ЦБ “Об обязательных нормативах банков” на четырех десятках страниц, буквально испещренных цифрами – коэффициентами, формулами, номерами счетов. Она установила требование ежедневного соблюдения 10 нормативов, нарушение которых жестко карается. Теперь банки вынуждены каждый день анализировать тысячи лицевых счетов на основе 83 запутанных рекомендаций, в которые ЦБ к тому же периодически вносит изменения. Эти расчеты обычно ведутся вручную, ведь разработка программного обеспечения дорога, если возможна в принципе. Вот почему сегодня в подготовке отчетности задействована во многих банках чуть ли не половина сотрудников. Остается ли у них возможность заниматься собственно банковским делом? В большинстве цивилизованных стран требование о ежедневном выполнении нормативов отсутствует вовсе либо ограничено максимум тремя легко рассчитываемыми показателями.

Далее. Новая редакция закона “О валютном регулировании и валютном контроле” ввела норму, не позволяющую обменным пунктам требовать проверку личности клиентов. Это было воспринято в качестве серьезной попытки отказа от фетишизации доллара, о чем было с гордостью заявлено президенту. Но ЦБ все-таки ввел обязательную идентификацию, объясняя это тем, что обменные пункты должны участвовать в поимке случайно забредших в них клиентов-террористов.

Несмотря на высокий приток на российский рынок валютной выручки и готовность экспортеров добровольно конвертировать чуть ли не всю эту выручку в рубли, Центробанк утвердил объемную инструкцию, сохраняющую требование обязательной продажи валюты. Тот факт, что установленная в ней норма продажи составляет теперь всего 25%, делает ситуацию совсем уж абсурдной: бессмысленное принуждение покупать рубль продолжает позорить нашу национальную валюту.

Хотя с даты принятия обновленной редакции валютного закона до его вступления в силу прошло целых шесть месяцев, ЦБ опубликовал и ввел в действие свои нормативные акты о новом порядке валютного контроля в последний день. Не успевая изменить ранее действовавший порядок, банки невольно стали нарушителями.

Содержание новых инструкций безобразно. Принятый ЦБ порядок предоставления клиентами документов о валютных операциях кишит бессмысленной детализацией вроде обязательной постановки забытых было фигурных скобок. Особый колорит этому новшеству придает тот факт, что в наиболее распространенной системе передачи данных между банками и их иностранными клиентами – СВИФТе – фигурные скобки вообще не предусмотрены.

Нерезидентам досталось несколько других “подарков” от ЦБ. Теперь их операции осуществляются посредством использования великого множества специальных счетов с единственной функцией – транзитом денег. По законодательству для их открытия требуется ИНН, на процедуру получения которого уходит не меньше месяца.

Банк России ввел также обязательное резервирование по ряду операций нерезидентов. В частности, 3% от суммы каждого депозита подлежит размещению в ЦБ на годовой срок, но срок самой операции во внимание не принимается. Поразмещает так нерезидент однодневный депозит на протяжении 33 дней кряду и в итоге отдаст ЦБ на год всю его сумму. Хороша перспектива?

Операции с государственными облигациями в рублях подпали под 20%-ное резервирование. Получается, что ЦБ решил подавить заинтересованность нерезидентов в их покупке. Он искусственно снижает спрос и, соответственно, цены на госбумаги. В результате завышаются расходы правительства по внутренним займам.

Возможно, такие меры не наносят значимых материальных потерь стратегическим инвесторам из-за рубежа. Однако они с меньшей охотой идут в Россию. Лучше инвестировать в те страны, где нет таких “наворотов”. Аналогичная, хотя с меньшими несуразностями, практика была лишь в Чили, где от нее быстро отказались, осознав абсурдность ограничений.

Впрочем, опаснее другое. Российское законодательство позволяет вводить ограничения валютных операций лишь в особых случаях. Сегодняшние меры денежных властей по ужесточению входа на рынок явно неадекватны ситуации на рынке. Можно себе представить, что будет творить Центробанк с выходом, когда стабильность окажется под вопросом!

Совсем не убеждает прозвучавшее как-то объяснение ввода ограничений “потребностями апробации механизма на случай возможных проблем”. Оно сродни указанию всем гражданам страны месяцами ходить на работу в противогазах в целях получения навыков защиты от химического оружия. Для такой “апробации” достаточно краткого курса учебы.

В последнее время бессмыслица действий ЦБ нарастает как снежный ком, она давно стала раздражать. Дошло до того, что стоит сказать о главном банке страны что-нибудь доброе, посчитают за странного человека. В лучшем случае.