Искусство быстрого взгляда


Венгрия, Болгария, Польша, Латвия, новая восточная граница Евросоюза от Адриатики до Балтики, Алтай, Чуйский тракт – список представленных на “Интерфото” точек на карте надо, видимо, просто принять к сведению. Фотографы-репортеры традиционно подают грантовые заявки на поездки, исходя из собственного любопытства, которое иногда помогает оказаться в нужном месте в нужное время и сделать интересную или смешную фотографию. Например, рыдающего алтайского младенца, окропляемого в лечебных целях кровью черной козы, или меланхоличного пожилого узбека, сидящего под календарем с изображением Сергея Шнурова (проект Валерия Кламма “По Чуйскому тракту”). Но если журналист едет в горячую точку и снимает репортаж по заданию редакции, оценивать художественность фотографии бывает иногда попросту невозможно – как в случае съемки теракта у гостиницы “Националь” (Анатолий Жданов, первое место в номинации “Новости”) или кадра “Гроб многоразового использования”, сделанного Юрием Козыревым в Багдаде (“Лучшая фотография года”). От фотографа здесь требуется не столько оригинальный ракурс, сколько мужество, способность нажать на кнопку в момент взрыва и готовность самому попасть под удар.

Первые места журналистских фотоконкурсов всегда занимают именно “первополосные кадры” – а сегодня это войны во всех точках земного шара. Общая экспозиция начинается с “Фрагментов войны” американца Стэнли Грина, лауреата фотографического “Оскара” – премии World Press Photo 2001 и 2003 гг. за фотографии из Чечни. Грин так формулирует позицию репортера: “Я использую свои фотоаппараты как оружие…” Снимающий для Liberation, Paris Match, Newsweek и Stern, он наверняка знает и об обратной стороне своего “оружия”: журналисты работают не только на объективное освещение, но и на привыкание к ужасному, на превращение его в норму, картинку в утренней газете.

Уравновесить эти страшные кадры на “Интерфото” могут польский проект Photodocument.pl и болгарский “Образы слепого пятна”. В обоих проектах фамилии фотографов пишутся мелко в столбик и значения, видимо, не имеют. Оба проекта рассказывают, что люди в основном живут одинаково – смешно, нелепо, иногда радостно, с неизменным удовольствием. Похоже спят, женятся, пьют, грустят, смотрят в небо в немом ожидании. Если перед участниками стояла задача показать людское равенство и единство через отсутствие индивидуальности и безликость – у них это получилось.

Художественную фотографию (art photo) привезли только венгры: проект Dokk фонда Lumen. Вот тут уже в фамилии хочется всматриваться: Золтан Ваншо, братья Фекетэ. Качественная черно-белая печать большого формата, ложноклассические, с налетом “нуара” ироничные пейзажи (к железным столбам на пляже Феодосии Андраш Фекетэ, знакомый по снимкам в журнале “Афиша”, пририсовал пальмовые листья). Фотография Жолта Фекетэ, вынесенная на пригласительные билеты как эмблема нынешнего года, пожалуй, лучше всего передает настроение экспозиции: условная Лолита в задранном до пупа платье и пацан, спрятавшийся за букетом цветов, стоят посреди опустевшего, разоренного луна-парка. От будочки кассы осталась одна дверь, шапито продрано. Детей забыли и ушли – видимо, делать войну и снимать войну.

Документальные снимки лишены того свойства, о котором написал когда-то фотомэтр Брассай в книге “Кэрролл-фотограф”: “Через свое увлечение фотографией он узнал об исчезновении предмета и его воскресении за пределами реальности; он узнал о том, как остановить или раздвинуть время, как вызвать присутствие того, чего здесь нет, и как удалить то, что есть”. Ради овладения этими чудесными фокусами приходят в профессию все фотографы. Потом они становятся репортерами. Но когда возвращаются из горячих точек, то принимаются за эти фокусы вновь.

Фестиваль “Интерфото” продлится до 17 октября.