Не доросли до евро


С 1 мая в ЕС вступили десять новых членов – Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Мальта и Кипр. Средний размер бюджетного дефицита в первых восьми из них в 2003 г. составил 5,7% ВВП. Для стран еврозоны допустимый лимит – не более 3%. Достичь этой планки “новобранцы” должны не позднее 2010 г. – дедлайн для их вступления в еврозону. Для снижения дефицита необходимы жесткие экономические реформы, на которые у правительств этих государств может не хватить политической воли. Вступление в ЕС и так съело значительную долю популярности у местных политиков, а в 2005–2006 гг. им предстоит целая серия выборов.

Ради присоединения к Европе угольная промышленность Польши, например, сократила 270 000 человек, напоминает комиссар Еврокомиссии по региональной политике Данута Хабнер. Население “новых европейских” государств увязало “болезненные социальные реформы” со вступлением в ЕС, признает она. Кроме того, разочарование подогревает то, что восточноевропейские страны ущемлены в размере получаемых от ЕС дотаций и страдают от ограничений на трудовую миграцию. Так, вступившая в ЕС в 1986 г. Испания в 2005 г. получит 8,3 млрд евро ($10,35 млрд) дотаций – в 4 раза больше, чем Польша. Лишь три из 15 прежних членов ЕС не установили ограничений на приток мигрантов из Восточной Европы. При этом уровень безработицы, например, в Польше составляет 19%.

По данным системы социологических опросов ЕС Eurobarometer, весной 2002 г. своим правительствам не доверяли 54% жителей “новых европейских” государств. К весне 2004 г. эта цифра достигла 85%. В Венгрии доля недоверяющих увеличилась с 30% до 54%. В Польше за тот же период число поддерживающих идею вступления в ЕС упало с 41% до 33%, а Венгрии – с 67% до 54%. Многие коалиционные правительства не выдержали этих испытаний, а оппозиция, напротив, сплотилась. “Результат [вступления в ЕС] оказался не таким, как ожидалось, и сплоченность [коалиций] исчезла”, – констатирует ведущий экономист из Center for European Reform Катинка Бариш. Польское коалиционное правительство распалось на следующий день после того, как вся страна с фейерверками праздновала вступление. Новый премьер Марек Белка был вынужден смягчить жесткую бюджетную политику. В Чехии правительство Владимира Спидлы ушло в отставку в июне – кабинет критиковали за попытки уменьшить дефицит за счет непопулярных мер.

Но соблазн введения евро слишком велик. Компаниям это принесет шанс номинировать облигации в одной из крупнейших мировых валют. Да и большинство инвесторов не любит риски и предпочитает местным валютам евро. Отсутствие курсовой разницы позволит правительствам выплачивать более низкие проценты по долгам и больше инвестировать в экономику. Ради этого, не исключают чиновники ЕЦБ, государства могут пойти на резкие одноразовые меры для понижения дефицита до 3%, а сразу после введения евро ослабить бюджетные ограничения. Как посетовал на прошлой неделе ЕЦБ Кристиан Тиманн, “вступление в еврозону с бюджетным дефицитом в 2,99% не оставит им места для маневров в случае кризиса”. (19.10. 2004, WSJ, Николай Борисов)