БАНКИ: Междусобойчик госбанков


Одной из причин летней нестабильности в банковском секторе стало отсутствие нормального рефинансирования со стороны Центрального банка (ЦБ). Денежные власти могут использовать три инструмента рефинансирования – прямое краткосрочное кредитование, операции репо и стабилизационный кредит. Все три инструмента малоэффективны и недоступны для большинства банков.

Прямое кредитование осуществляется под залог высоколиквидных правительственных и муниципальных долговых обязательств. Высокая ставка рефинансирования и отрицательная реальная доходность госбумаг делают прямое кредитование для банков невыгодным. На пике “кризиса доверия” ЦБ увеличил рефинансирование путем прямого кредитования на $100 млн. Практически вся сумма была получена Сбербанком – госбанк, взяв под козырек, реализовывал наказ ЦБ по восстановлению рынка межбанковского кредитования. Сбербанк является регулярным получателем кредитов ЦБ на срок от одного до семи дней. Другим получателем денег Центробанка выступает Внешторгбанк, на счетах которого денежные власти размещают депозиты на срок от 181 дня до трех лет. Весной 2003 г. ЦБ разместил во Внешторгбанке (ВТБ) депозит более чем на $100 млн, вызвавший много шума. В июле 2004 г. Центробанк открыл в ВТБ целевой депозит на суму $700 млн для поглощения Гута-банка. По неясным причинам депозиты в ВТБ не отражаются на балансе ЦБ.

Операции репо проводятся ЦБ на регулярной основе под залог тех же госбумаг. Долю Сбербанка в совокупном портфеле госбумаг, находящемся в распоряжении банковского сектора, можно оценить в 80%. Другим крупнейшим держателем госбумаг является ВТБ – около 5%. Среди частных банков нет ни одного, обладающего более 3% совокупного объема госбумаг. В результате операциями репо пользуются в основном все те же госбанки. От наличия краткосрочного спроса со стороны Сбербанка зависит, будет ли проведен очередной аукцион по операциям репо.

Наконец, последний инструмент рефинансирования – стабилизационный кредит – используется редко. ЦБ неохотно предоставляет стабилизационные кредиты из-за юридических трудностей. Банковское законодательство ограничивает право властей на проведение превентивных интервенций в целях защиты частных банков. Вмешательство ЦБ разрешается лишь в критических ситуациях, когда у банков возникают серьезные проблемы с ликвидностью или с финансовыми показателями. Печальный опыт кредитования СБС-Агро в 1998 г., когда стабкредит оказался неэффективным, а ответственный чиновник ЦБ попал под суд, заставил денежные власти де-факто отказаться от выдачи стабилизационных кредитов.

Таким образом, рефинансирование в современных условиях доступно только двум госбанкам – Сбербанку и ВТБ. Они образуют верхний ярус системы рефинансирования. Финансовые ресурсы под низкий процент через репо достаются госбанкам, а те, в свою очередь, распределяют их в банковском секторе. Рынок межбанковского кредитования (МБК) играет роль второго, нижнего яруса системы рефинансирования. Доля Сбербанка на рынке МБК составляет 30–40%, а Внешторгбанка – около 10%. Оба банка являются ведущими игроками МБК и определяют его конъюнктуру.

Выполнение Сбербанком функции квазицентрального банка несет с собой ряд издержек для частного банковского сектора. Во-первых, двухъярусная система наделяет госбанки неоправданными конкурентными преимуществами. Во-вторых, она позволяет искусственно поддерживать их рентабельность. Наконец, в-третьих, двухъярусная система увеличивает издержки рефинансирования для остальных банков.

Из этой ситуации возможны два выхода – радикальный и умеренный. Первый вариант – возврат к нормальному рыночному рефинансированию. Прежде всего, следует решить проблему обеспечения, ограничив портфель госбумаг, находящийся в распоряжении Сбербанка. Кроме того, потребуется расширение ломбардного списка за счет корпоративных облигаций и ликвидных акций эмитентов, чье долгосрочное финансовое положение не вызывает сомнений.

Сокращение портфеля Сбербанка вызовет рост доходности госбумаг, что повысит их привлекательность для частных банков. При этом в условиях нескончаемого профицита бюджета повышение ставок по госбумагам, связанное с реализацией портфеля Сбербанка, будет временным и не приведет к усилению долгового бремени государства.

Второй вариант реформы системы рефинансирования – упорядочение сложившейся двухъярусной системы. Если власти используют госбанки как посредников, пусть за ними эта функция будет официально закреплена. Однако издержки, навязываемые двухъярусной системой частным банкам, должны быть минимизированы. Сбербанк следует наделить особым статусом межбанковского брокера или прайс-мейкера. Выполнение функции межбанковского кредитного посредника должно быть нацелено не столько на получение прибыли, сколько на стабилизацию рынка. В задачу Сбербанка в этом случае должно входить сокращение волатильности межбанковского рынка, а его процентная маржа зафиксирована на уровне 0,5–1,0%.

Подобная реформа рефинансирования позволит создать нормальные условия для регулирования ликвидности банковского сектора.