Послаблений больше не будет


В ежегодном докладе Revenue Statistiсs аналитики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приходят к выводу, что после двухлетней передышки налоговое бремя в странах – членах этой организации будет становиться тяжелее.

Наивысший уровень налоговых поступлений в странах – членах ОЭСР был зафиксирован в 2000 г. Тогда в среднем налоговая нагрузка составляла 37,2% ВВП. Однако в условиях глобализации некоторые правительства приняли решение перестроить системы налогообложения таким образом, чтобы повысить экономическую конкурентоспособность страны и устранить барьеры на пути развития торговли и инвестиций. Это привело к снижению налоговых поступлений в госбюджеты и росту бюджетных дефицитов. В 2002 г. средний уровень налоговых поступлений в бюджеты стран ОЭСР снизился до 36,3% ВВП.

ОЭСР пока располагает предварительными выводами за 2003 г. (проанализирована статистика по 23 странам). Из них следует, что дальнейшего сокращения налогов ожидать не стоит. В прошедшем году налоговые поступления в госбюджеты снижались в девяти странах ОЭСР, а в 13, напротив, начали расти. Причем рост налогов отмечается в том числе и там, где они всегда были низкими: в Ирландии, Мексике и в Южной Корее. В одной стране – Канаде – этот показатель остался на прежнем уровне: 33,9% ВВП.

В США налоги стремительно снижаются. Если в 2000 г. налоговые поступления в государственную казну составляли 29,9% ВВП, то в 2003 г. – 25,4% ВВП.

Несмотря на то что в 2003 г. размеры налоговых поступлений обнаружили тенденцию к росту, размеры подоходных налогов и налогов на прибыль продолжают снижаться. Например, в Швеции по итогам 2003 г. этот показатель снизился с 21,7% ВВП в 2000 г. до 18,5% ВВП в 2003 г. В США поступления от подоходного налога и налога на прибыль снижаются еще быстрее: с 15,1% ВВП в 2000 г. до 10,5% ВВП в 2003 г. Многие правительства компенсируют сокращение этой статьи налоговых поступлений за счет увеличения НДС и других налогов на потребление.

Нового роста подоходных налогов и налогов на прибыль экономисты не прогнозируют. “Повышение размеров налогообложения отрицательно скажется на росте уровня потребления и инвестиций”, – утверждает Мартин Качелрайс, экономист мюнхенского банка HVB. Но и дальнейшего снижения размеров налогообложения, по их мнению, тоже не будет. Это связано с ограничениями Пакта стабильности и роста ЕС, куда входят 19 стран – членов ОЭСР. Документ ограничивает допустимый размер бюджетного дефицита страны 3% ВВП. При этом половина стран Евросоюза уже нарушают это правило, и, чтобы исправить положение, им, быть может, придется увеличивать налоги. С другой стороны, во всем мире из-за снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни население стареет. Это тоже приводит к увеличению госрасходов, которые можно компенсировать за счет дополнительных налоговых поступлений. (WSJ, 21.10.2004, Екатерина Кудашкина)