Ричард – чистое сердце


Выставка включает 60 работ, самая ранняя из которых датирована 1981 г. Все фотографии черно-белые, выполнены в технике бромойлевой печати (с эффектом легкой “пороши” и немного коричневатые). Такая старомодность (техника была в ходу столетие назад) только добавляет Гиру шарма в глазах почитателей, которым даже приходится слегка толкаться, чтобы получше рассмотреть фотографии и прочитать подробные авторские подписи под ними.

Всматриваться действительно есть во что: перед нами путевые заметки, домашний фотоальбом и острый репортаж о проблемах региона. Тибетские монастыри, мазанки для духовных практик, ночные диспуты, оборванные дети в глинобитных домиках, останки буддийской цивилизации на разных территориях; занятно вспомнить, что интерес к ним Ричард Гир совмещал со съемками в “Американском жиголо” (1980), “Клубе “Коттон” (1984) и “Красотке” (1990).

Фотография “Паломник” (1983) дает панораму длинной каменной стены, вдоль которой движется фигурка человека, одетого в лохмотья. Лаконизм кадра, отсутствие авторского “я” и невысокая техника съемки и печати способны обескуражить. Но через пару фотографий вспоминаешь, что буддизм учит усмирять свое “эго” – а значит, путешествие голливудской звезды надо рассматривать именно в этом ракурсе.

Гир-паломник познает буддийскую культуру через этнографию: на фото “Разрывая завесу иллюзий” мы видим остроконечную монгольскую шапку – символ зерна, из которого прорастает состояние Будды.

Гир-репортер участвует в ночных диспутах в монастырях. Съемка без вспышки, при минимальном освещении и, возможно, из-под полы требовала от него смелости и подготовки. Это самые некачественные работы экспозиции (хотя можно сказать и так: самые пикториальные, художественно размытые), однако по ним ясно, насколько интенсивна духовная жизнь тибетцев и какое огромное количество людей принимает участие в этих диспутах. Гир, кстати, не одинок в своем амплуа артиста-репортера: Шон Пенн, например, работал собкором “Сан-Франциско Кроникл” в Ираке накануне ареста Саддама Хусейна.

В домашний альбом просится “Моя хижина для медитации” (1988): монахи монастыря Моне предоставили Гиру сарайчик с небольшим окном, где знаменитость могла спокойно заниматься духовной практикой.

Впрочем, среди тибетцев, уже много лет живущих в изгнании, Ричард Гир стал популярен задолго до того, как стал звездой первого ряда – хотя бы потому, что живо интересовался их судьбой, а в конце 80-х основал нью-йоркский Tibet House. Сегодня Гир привлекает внимание к проблемам Тибета на всех уровнях: рассказывает о них через фотовыставку, посылает в правительства запросы, которые нельзя игнорировать из-за статуса отправителя, и пополняет ряды активистов другими знаменитостями.

В снимках Ричарда Гира нет аффекта, который фотограф с ярким авторским взглядом на мир неизменно стремится передать в кадре. Для буддиста интенсивность переживания – мирской грех, и Гир старается его избегать, настраивая внимание зрителя совсем на другие вещи. Скажем, феномен “Песчаной бури”, снятой в Занскаре в 1988 г., он объясняет тем, что подобные явления нередки при посвящениях в высшие буддийские практики – так проявляют себя магические силы. По этой логике “присыпанность” песком, так называемое зерно, на большинстве фотографий следует, вероятно, считать знаком того, что и сам Ричард Гир во время путешествия по Тибету не был обделен вниманием невидимых могущественных сил.

Выставка продлится до 31 октября.