ОТМЕНА ВЫБОРОВ: Вотум недоверия народу


29 октября Государственная дума приняла в первом чтении президентский законопроект об отмене губернаторских выборов и новом порядке назначения глав регионов. Дискуссия имела место, но прозвучали не все точки зрения. Из 19 независимых депутатов Думы проект поддержали только двое. Я должен был изложить аргументы несогласных независимых. Однако Дума специальным голосованием слова мне не дала. Даже члену парламента и даже в его стенах становится все труднее высказывать точку зрения, не совпадающую с официальной. Какие же соображения отказалась выслушать послушная воле Кремля Дума?

Оскорбление народа

Президент объяснил отказ от выборов губернаторов и переход к их фактическому назначению необходимостью более эффективной борьбы с терроризмом. Между тем именно в тех регионах, где уже давно действует фактически принцип назначения (через манипулируемые и фальсифицируемые “выборы”), – в Чечне, Ингушетии – проблема терроризма наиболее остра и продолжает усугубляться. И, напротив, руководители, получившие поддержку на подлинных выборах, раз за разом доказывают свою эффективность как антикризисные лидеры. Это ярко продемонстрировал вытесненный из власти, но по-прежнему авторитетный на Северном Кавказе Руслан Аушев.

В целом утверждение, что назначенные губернаторы будут эффективнее избранных, вызывает сомнение. Трудно спорить – среди нынешних региональных лидеров есть 5–7 человек случайных, дискредитирующих собой способность народа делать хороший выбор. Но большинство остальных демонстрируют, что люди если и ошибаются, то редко. Подавляющее большинство действующих глав регионов – люди политически опытные, профессиональные и ответственные. Именно они вынесли на своих плечах все трудности 90-х гг. Есть, конечно, и самодурство, и воровство, но кто возьмется утверждать, что в среде “наместников” того и другого станет меньше?

Что будет отличать новые “кадры Кремля” от нынешних лидеров регионов? Иная мотивация и низкая легитимность. Мотивация губернаторов сейчас – переизбраться на новый срок. Для этого каждому из них поневоле приходится ориентироваться на народ, его интересы, на общественное мнение, реагировать на атаки оппозиции. Мотивация новых “комиссаров” будет состоять в беспрекословном исполнении верховной воли. Ведь именно это обеспечит им бессрочное властвование (в законопроекте нет предельного срока нахождения у власти новых губернаторов).

Одновременно с этим легитимность их будет на порядок ниже. Авторитет фактического чиновника, рекомендованного Кремлем и поддержанного полутора десятком региональных думцев, в глазах граждан и региональных элит будет очень низким. Глухота к реальным вызовам, имеющимся в регионе, равнодушие к мнению народа на фоне низкого авторитета – действительно ли такая система поможет разрешать кризисы и укрепит Россию?

Другой отвратительной стороной принятого президентом и депутатами решения является его оскорбительный для народа России подтекст. Основной аргумент авторов и сторонников закона: “Вы посмотрите только, как проходят в России выборы! Да и выбирает народ черт знает кого!”

Выходит, за грязь и подтасовки на выборах отвечает народ, а не организующая выборы власть. Выходит также, что лишь дважды российский народ совершил духовный подвиг и выбрал, кого следовало, – когда голосовал за Владимира Путина и “Единую Россию”. После чего впал в беспамятство и начал творить на выборах непотребное. И потому должен быть лишен права выбирать. Запретив своим собственным избирателям выбирать глав исполнительной власти регионов, президент и депутаты Думы приняли одно из самых позорных своих решений. Фактически они обвинили свой народ в слабоумии и выразили ему вотум недоверия. Простителен ли такой подход?

Ослабление государства

Президент, “Единая Россия”, ЛДПР и “Родина” (коммунисты и независимые голосовали против) утверждают, что отмена выборов губернаторов укрепит единство страны. Однако единство страны не может быть укреплено насилием над Конституцией и над народами, населяющими Россию.

Кремлевские чиновники чрезвычайно радуются, что большинство глав регионов и парламентов дали положительные заключения на законопроект. При этом они не хотят посмотреть правде в глаза – во многих из заключений, особенно из республик (например, Татарстана или Чувашии), содержатся жесткие требования ко второму чтению, причем принципиального характера, например о недопустимости роспуска законодательных собраний субъектов Федерации. И игнорирование Кремлем этих требований в высшей степени опасно.

Конституция в своей преамбуле говорит о России как о многонациональном государстве, в котором гарантируются права народов, в том числе право на самоопределение. Сегодня это право гарантировано прежде всего федерализмом, давшим народам государственность в составе России, в том числе неотъемлемое право самим в своих регионах выбирать себе власть – существующее, кстати в ряде республик с 1991 г.! Введение института кремлевских “наместников” грубо попирает принцип самоопределения народов. Его можно сравнить с насильственной русификацией российских окраин, проводимой во времена Александра III и Николая II. Тогда эта политика дала русскому революционному движению тысячи экстремистски настроенных фанатиков – террористов (латышей, эстонцев, евреев, грузин), фатально дестабилизировала империю. Попытка ее повторения – бомба замедленного действия под современной Россией. Отдает ли себе Кремль отчет в том, что он делает?

Кроме того, предлагаемые меры открыто противоречат Конституции. Согласно статье 1 Конституции, Россия – демократическое, федеративное и правовое государство. Отмена выборов губернаторов противоречит принципу демократии. Встраивание исполнительной власти регионов в федеральную “вертикаль” противоречит принципу федерализма. Нарушение статей 1, 2, 3, 5, 10, 11, 32, 55, 71, 72, 73, 77, 83 Конституции, а также постановления Конституционного суда от 18 января 1996 г. противоречит принципу правового государства. Кроме того, нарушение Основного закона гарантом Конституции и федеральными законодателями может дать основание властям регионов, со своей стороны, перестать выполнять федеральные законы. И даже поставить под сомнение суверенитет России над собой.

Рост напряженности (пока политической) в национальных республиках, разрушение основ конституционного права – неужели все это и есть укрепление единства страны?

Пять поправок

Можно ли исправить закон? Прямой ответ неутешителен – нельзя. Он антиконституционен и политически ошибочен в самой своей основе.

Помимо отмены выборов и фактического навязывания регионам кандидатов Кремля в проекте еще много отталкивающих норм.

Кандидат Москвы вносится один – без альтернативы. Поэтому ни о каком “избрании депутатами” речи быть не может: выборы без альтернативы – не выборы.

Откуда берется сам кандидат – неизвестно. Законопроект не предусматривает никаких предварительных консультаций, никому не дает права выдвигать предложения по кандидатурам. Мнение граждан полностью игнорируется.

Воля президента ставится выше воли народа и региональных парламентов. В случае двукратного отклонения своей кандидатуры он может распустить региональный парламент. А может и оставить его в покое, назначив врио губернатора (временно исполняющего обязанности). Врио может работать сколь угодно долго. А может в одну ночь слететь со своего места, если “утратит доверие” президента. Впрочем, так же лишиться должности может и полноправный глава субъекта. Кроме того, назначенный глава сможет править сколь угодно долго (сегодня – не более двух сроков).

Сегодня региональные парламенты имеют право отрешать губернатора от должности, завтра они этот право потеряют. Им оставят лишь право писать президенту челобитные – которые он волен будет просто швырнуть в корзину для бумаг.

Увы, но суть законопроекта – это президентский произвол, обильно сдобренный игнорированием населения и законодателей регионов.

Тем не менее независимые депутаты внесут на рассмотрение Думы ряд принципиальных поправок, которые не в состоянии изменить концепцию закона (это невозможно политически и по регламенту), но позволят, в случае их принятия, хоть отчасти снять угрозы единству страны и политической стабильности, заложенные в президентской инициативе. Основные из них таковы.

1. В закон необходимо ввести право граждан и политических групп регионов вносить президенту кандидатуры для рассмотрения. Таким правом надо наделить не более чем 1% граждан региона, треть депутатов регионального парламента и все партии, в нем представленные. Для того чтобы обеспечить конституционное право граждан быть избранными на пост главы региона, надо дать право гражданам выдвигать свои кандидатуры, в поддержку каждой из которых должен быть собран не более чем 1% (или даже меньше) подписей от общего числа избирателей в регионе. Каждая кандидатура от граждан, собравшая необходимое число подписей, должна быть рассмотрена президентом страны и депутатами.

2. Президент должен вносить на голосование не менее двух кандидатур из числа выдвинутых. Голосование должно быть только тайным. Главой региона станет тот, кто наберет более половины голосов от установленного числа депутатов. Соответственно, содержащееся в законопроекте понятие “наделение полномочиями” высшего должностного лица региона должно быть заменено на “избрание”.

3. Норма о роспуске законодательных собраний регионов должна быть из законопроекта исключена.

4. Отрешать высшее должностное лицо региона от должности должен не президент, а те, кто его избрал, – региональные депутаты. Для этого президент должен вносить на их рассмотрение мотивированное обоснование, после чего судьба губернатора должна решаться тайным голосованием. При этом для отставки необходимо не менее чем две трети голосов. Если предложение президента не проходит – глава будет работать дальше. Иначе он не будет защищен от произвола и не сможет на практике защищать интересы жителей своего региона.

5. Срок полномочий врио губернатора не может превышать двух лет, а избранного главы региона – двух сроков подряд (т. е. не более чем два раза по пять лет).

Принятие этих поправок позволит в какой-то степени защитить принципы федерализма, избежать превращения глав регионов в бесправных марионеток администрации президента, избежать политических кризисов, связанных с возможным роспуском региональных парламентов.