Проект “Б”: Праздник покаяния


В нашем главном осеннем празднике всегда было что-то “мистическое”. Хотя бы то, что “октябрь” отмечался в ноябре. Родители объясняли детям про календарные стили, но подсознательно у нас навсегда осталось это чувство иррациональности. Можно сравнить это с религиозным опытом, поскольку именно вера идет поверх логики и рационального порядка вещей. Как бы мы ни относились к 1917 году, ощущение важности 7 ноября сохранялось независимо от политических или исторических контекстов. Поэтому даже после смены идейных вех не хотелось полностью “отдавать этот праздник прошлому”.

В Дне примирения и согласия есть политическая логика. Призыв к национальному консенсусу противопоставляется “разрушительному” духу революции. Но глубинная суть революции – не в разрыве с прошлым, а в размыкании границ старого мира, за пределами которых можно увидеть новое и по-новому увидеть старое. Символично, что празднование “октября в ноябре” не только “отменяло” старый стиль календаря, но и одновременно напоминало о нем советским людям.

После 1991 г. Октябрьский праздник уже не мог символизировать разрыв с прошлым. Революция стала ощущаться как часть истории, с которой не хотелось порывать окончательно, несмотря на политическое прозрение. Это связано с тем, что на каком-то уровне целостность национальной идентификации является более глубинной и абсолютной ценностью, чем политические приоритеты, имеющие рациональную основу.

Каким может быть общий знаменатель, снимающий противоречия между различными историческими мирами – киевским, московским, романовским, советским, постсоветским, нынешним? Существует ли событие или объект, способные стать интегральным символом нашей национальной идентичности и основанием современного, но и традиционного видения главного осеннего праздника?

В последнее время много говорят о дне 4 ноября – конце Смутного времени. Проявив решимость порвать со вчерашним днем, народ примирился с более глубоким прошлым и вобрал его в себя как важную часть идентификации. Образ Казанской Божией Матери стал для России окном в другое историческое пространство и тем самым в вечность и вглубь себя.

Принять свое прошлое – важная задача. Часто говорят о необходимости общественного покаяния за 70 лет Октября. Но покаяние – это не перечеркивание себя, не сжигание мостов. Кающийся не должен забывать, что в своем прошлом он тоже был человеком и самим собой. Пушкин писал: “Но строк печальных не смываю”. Если их смыть, то как раз забудешь все и повторишь ошибки. Чтобы очиститься, нужно также принять себя. Иначе это не покаяние, а отчаяние и самоотчуждение.

В связи с многоконфессиональностью России можно много спорить о политической корректности инициативы патриархии по поводу празднования 4 Ноября. Но в этом образе есть некая глубинная суть, возможно актуальная для всех нас независимо от конфессии. Важно, чтобы никто не начал этот символ “приватизировать” и использовать в своих эгоистических или корпоративных целях.