КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: Спасибо, Россия


Президент Владимир Путин подписал закон о ратификации Киотского протокола, направленного на решение глобальной проблемы изменения климата. Теперь благодаря России протокол, к которому уже присоединились 126 стран, вступит в силу в начале следующего года.

Решение, принятое Россией, имеет огромное значение для всего мира и достойно благодарности и восхищения. Благодарности, поскольку это решение сделало возможным одно из важнейших коллективных международных действий нашего времени и позволило по-новому взглянуть на возможность присоединения США, Китая и Индии к протоколу после окончания первого этапа его реализации в 2012 г. Восхищения, поскольку Россия проявила себя как мировой лидер, несмотря на сохраняющуюся неопределенность с преимуществами и недостатками протокола для самой России.

Почему так важен Киотский протокол? Сегодня ученые согласны с тем, что в ХХ в. глобальный климат менялся в сторону потепления и что эта тенденция сохраняется, нанося ущерб экосистеме планеты и нашему благосостоянию. Это потепление во многом объясняется выбросами парниковых газов, которые вызваны антропогенной деятельностью – использованием нефти, угля, природного газа, а также вырубкой лесов. По мере повышения температуры на нашей планете увеличивается количество экстремальных погодных явлений, таких как наводнения, засухи и ураганы. Во второй половине ХХ в. количество таких погодных явлений из расчета на каждое десятилетие возросло в 5,5 раза (с 13 в 1950-е гг. до 72 в 1990-е гг.), а среднегодовой объем вызванных ими убытков увеличился в 12 раз (с менее $5 млрд в год почти до $60 млрд в год).

Важен ли Киотский протокол для России? В отличие, например, от Бангладеш или островов Тихого океана, России, возможно, не так легко согласиться с этим утверждением. В средних и высоких широтах потепление ведет к повышению производительности сельского хозяйства. Но в полузасушливых районах на юге страны оно может стать опасным. В зоне вечной мерзлоты, которая составляет около 60% всей территории России, средняя температура обычно повышается быстрее, чем на юге, и в некоторых районах это увеличение уже достигло 3–5 градусов по Цельсию. Растет количество примеров, свидетельствующих о том, что таяние вечной мерзлоты наносит ущерб объектам инфраструктуры, таким, как фундаменты зданий, автомобильные дороги, склады, нефте- и газопроводы. Имеющиеся данные также говорят о серьезных изменениях в гидрологии российских рек.

Кроме того, Россия должна учитывать последствия изменения климата за пределами своих государственных границ, что может привести к резким переменам на международных рынках, к конфликтным ситуациям вокруг скудеющих ресурсов (например, воды) и косвенным образом сказаться на России. Если потепление приведет к существенному снижению уровня жизни к югу от российских границ (например, на северо-востоке Китая, в Монголии или государствах Средней Азии), это может значительно повысить миграционную нагрузку на огромную и относительно мало заселенную территорию России.

Другой важный фактор для России, связанный с Киотским протоколом, касается обязательств по сокращению выбросов углерода. Киотский протокол предусматривает относительно небольшое, 5%-ное сокращение выбросов углерода в период между 2008 и 2012 г. по сравнению с уровнем 1990 г. (так называемый первый период выполнения обязательств). В разных индустриальных странах показатели сокращения выбросов варьируются. При этом для развивающихся стран эти показатели не установлены, а США и Австралия к соглашению не присоединились. Поскольку объем выбросов не должен превышать уровень 1990 г., в бывших странах с централизованной плановой экономикой, заметно снизивших объемы выбросов, образовались излишки квот, которые они могут продавать другим индустриальным государствам.

Несмотря на то что США – крупнейший потенциальный покупатель квот – не участвуют в Киотском протоколе, спрос на “свободные квоты” высок. Индустриальные страны просто не смогут иначе выполнить свои обязательства.

Выбросы парниковых газов в России резко сократились по сравнению с 1990 г., поэтому Россия могла бы стать крупнейшим продавцом на этом рынке, при условии что квоты не потребуются ей самой в случае высоких темпов роста экономики. В этой связи возникает естественный вопрос: могут ли ограничения Киотского протокола (т. е. обязательство России не превышать в период с 2008 по 2012 г. уровень выбросов парниковых газов 1990 г.) помешать росту российской экономики в ближайшем десятилетии? Ответ однозначен: не могут. Уровень 1990 г. может быть достигнут лишь в том случае, если темпы роста в стране составят 7,2% в год, а интенсивность выбросов парниковых газов на единицу ВВП останется на прежнем или близком к нему уровне. Однако сейчас интенсивность выбросов парниковых газов на единицу ВВП в России гораздо выше, чем в других индустриальных странах, вследствие того, что основные фонды малоэффективны и устарели. Ускоренный экономический рост невозможен без крупных инвестиций. Промышленная модернизация производства приведет к снижению выбросов углекислого газа на единицу производимой продукции. Другими словами, решение России о присоединении к Киотскому протоколу полностью отвечает ее интересам по созданию эффективной и конкурентоспособной экономики. Киотский протокол лишь предоставляет дополнительные возможности для роста экономики за счет использования торговли квотами на выбросы.

Предполагается, что доходы России от продажи квот на выбросы, исчисляемые миллиардами долларов, с большим запасом компенсируют возможное сокращение доходов от продажи нефти и газа, связанное с тем, что реализация Киотского протокола приведет к снижению спроса на органическое топливо в Европе, Японии и Канаде.

Очень важно, чтобы Россия смогла ощутить выгоды от торговли квотами на выбросы углерода в самое ближайшее время. Низкие темпы притока инвестиций от торговли квотами или их недостаточный объем могут повлиять на смену позиции России во время следующего раунда переговоров по вопросам глобального климата.

Группа Всемирного банка готова помочь России. У нас есть ряд незаемных программ, предусматривающих финансирование сокращения выбросов углерода. Общий объем средств этих “углеродных фондов” составляет около $800 млн и предназначен для поддержки инвестиций на общую сумму около $3,5 млрд, запланированных на ближайшие четыре года в такие области, как повышение энергоэффективности и развитие инфраструктуры. Мы надеемся предоставить часть этих средств российским предприятиям, желающим использовать этот новый инвестиционный ресурс на благо России и ее будущих поколений.