Сколько тратит Россия: Непростой вопрос


Мы все помним рекомендации, как правильно вести домашнее хозяйство: надо знать, на что и сколько мы тратим. Соглашаясь с тем, что надо инвентаризировать собственные расходы, конечно, далеко не все мы делаем это в собственных семьях. Руки не доходят, времени не хватает – в общем, причина всегда найдется. Но это неправильно. Те, у кого это получается, оказываются в серьезном выигрыше.

Полезное знание

Объем потребительских расходов – это важнейший индикатор состояния экономики. В современной российской экономике расходы на негосударственное конечное потребление составляют около половины ВВП. В развитых странах “экономика потребления” приобрела еще больший размах. Например, в США в 2003 г. расходы на конечное потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, составляли около 70,5% ВВП, а в Великобритании – 63%.

Анализ потребительских расходов позволяет выявить незаметные при анализе производства сферы экономической деятельности, т. е. “теневую” экономику. Исследование потребительских расходов населения также позволяет оценить весомость внутреннего потребительского спроса среди факторов развития экономики. В настоящее время этот фактор правительством явно недооценивается. Доказательством тому является более чем сдержанная политика властей в отношении оплаты труда работников бюджетной сферы.

Оценки величины и структуры потребления могут быть использованы для формирования социальных стандартов. Прожиточный минимум должен четко соотноситься со средним уровнем фактических затрат населения. Если эта связь утрачивается, а показатели минимального набора товаров и услуг по-прежнему рассчитываются исходя из физиологических потребностей, то рост фактического социального расслоения неизбежен.

Красивую задачу снижения уровня бедности в два раза нужно также оценить более объективно. В противном случае может выясниться, что формально задача решена, а количество по-настоящему бедных “почему-то” не уменьшилось.

Разные оценки

По данным Росстата, денежные расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в 2003 г. составили 6,07 трлн руб., на оплату обязательных платежей и взносов – 0,73 трлн руб., на покупку валюты – 0,64 трлн. Сбережения граждан оцениваются в 1,08 трлн руб.

Несмотря на комплексность и глубину исследования, оценки Росстата удовлетворяют далеко не всех. По оценкам некоторых маркетинговых агентств, Росстат сильно недооценивает доходы, сбережения и потребительские расходы россиян. Эти выводы делаются маркетологами, как правило, на основе исследования данных потребления отдельных видов товаров и услуг.

Маркетологи отмечают, что госстатистика серьезно (примерно в 5 раз) недооценивает расходы россиян на оплату потребительских услуг, развлечения, образование, транспорт, медицинское обслуживание и услуги по ремонту.

Подход Росстата к оценке уровня потребительских расходов домохозяйств изложен в “Методологии статистического обследования населения”. Методика строится на выборочном обследовании более чем 49 000 домохозяйств. Каждое домохозяйство два раза в квартал на протяжении недели ведет записи по учету расходов на оплату услуг, покупку продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольственных товаров.

Домашние хозяйства, имеющие значительные расходы, как правило, не участвуют в таких опросах из-за желания избежать дополнительных хлопот и сохранить в тайне личные данные. К тому же домохозяйства не несут реальной ответственности за достоверность представляемой информации.

В итоге получаемая выборка не может в полной мере характеризовать всю совокупность домохозяйств. Не стоит упускать из вида и возможные неточности в исходных данных записей, которые ведут респонденты. Таких ошибок нельзя избежать практически в любом подобном исследовании. Но в данном случае речь идет не только о случайных ошибках, но и об умышленном занижении или даже сокрытии некоторых видов расходов.

Подход ФБК

Условно этот метод можно назвать “расчетом от затрат”. Наша оценка не будет являться результатом статистических наблюдений за бюджетами домохозяйств, как это делает Росстат, или основана на данных розничного товарооборота, как это делают маркетинговые агентства. Расчеты по отдельным группам товаров и услуг будут отличаться. Где-то за исходный отправной показатель можно принять затраты на приобретение того или иного продукта исходя из известных норм потребления. Где-то таким показателем будут затраты определенной прослойки населения, к примеру малообеспеченных граждан. Конечным результатом исследования станет новая оценка потребительских расходов в Российской Федерации.