Вкус чужой славы


Те, кто гоняется за первыми лицами моды, так и мечтают встретиться со звездой и, погревшись в лучах ее славы, поведать потом миру, как они сидели в компании дражайшего и любимого Жан-Поля, Карла, Хейди или Анны.

Такие люди (их называют first namers) всегда посещают определенный круг ресторанов. Но одни места котируются у них выше, другие – ниже. Оказывается, нет ничего престижнее ланча в баре Vendome в отеле Ritz. Не меньшей популярностью пользуются такие места, как Anahi, L’Avenue, Dave, Hotel Costes, Le Stresa, Thiou и Le Voltaire. В этом списке есть рестораны на любой вкус. Их интерьеры выполнены в разных стилях – от классического до современного, еда типично французская и интернациональная, цены и низкие, и высокие, а публика как молодая, так и не очень. Казалось бы, что может объединять столь разные рестораны?

Тем не менее кое-что общее у них есть: приманкой здесь служат отнюдь не шеф-повар и его кулинарные изыски. Более того, в подобном ресторане “еда не обязательно должна быть вкусной”, утверждает Памела Фьери, главный редактор журнала Town & Country.

Но если еда столь мало интересует знаменитостей и их поклонников, то что же тогда привлекает публику в те или иные места? Что делает их Местами с большой буквы? К примеру, бар Vendome может похвастаться идеальным местоположением. Мало того, что он находится в отеле Ritz на площади Вендом и окружен лучшими ювелирными лавками мира, так от него еще и рукой подать до дорогих магазинов на улице Фобур Сент-Оноре. И все же изюминка бара не в этом. Главное в том, какая публика здесь собирается. Леди, которые приходят сюда на ланч, – самые драгоценные и почитаемые клиенты в мире моды. Они до сих пор покупают вещи haute couture. Кроме того, в бар часто заглядывают известные модельеры и редакторы ведущих гламурных журналов. “Когда на пороге появляется Валентино, по залу всегда пробегает легкий шум”, – рассказывает один из давно работающих в баре официантов. “В мире нет других мест, где можно было бы встретиться с подобной публикой”, – заверяет Патрик Маккарти, председатель и редакционный директор издательства Fairchild Publications, которое выпускает газету Women’s Wear Daily и журнал W.

“Во время недели моды в баре не протолкнуться, – рассказывает Фьери. – Здесь почти невозможно заказать столик. Надо хорошо знать метрдотеля, чтобы сюда попасть. Но вообще лучше резервировать места заранее”.

Заранее заказывать приходится даже места у стойки, где пьют одни напитки. Вечерами маленькое, заполненное людьми помещение превращается в коктейльный пиано-бар. “Они до сих пор продают здесь великолепный мартини”, – делится консультант в области моды, жительница Парижа Кароль Актис-Гранд. “Это просто чудесный мартини”, – добавляет с улыбкой она.

В один ряд с баром Vendome можно поставить еще одно парижское заведение. Это ресторан L’Avenue, что находится на авеню Монтень, неподалеку от бутиков Christian Dior, Nina Ricci и Givenchy. “L’Avenue – это настоящий рай, лучшее место для обеда”, – говорит Эмили Менардье, парижский корреспондент журналов Town & Country и Cosmopolitan. Однако ходить туда можно, только “если вы в состоянии высоко держать свою марку”, предупреждает один завсегдатай подобных мест и большой знаток модных тенденций.

L’Avenue – одно из модных заведений, принадлежащих вездесущим братьям Костес. Однако еда, которую здесь подают (с некоторых пор ее называют “кухней братьев Костес”), настолько проста в приготовлении, что не требует от шеф-повара особых талантов. Достаточно призвать на помощь поварят, которые красиво разложат на тарелках соответствующие ингредиенты.

Во многом похож на L’Avenue еще один модный ресторанчик братьев Костес. Он находится непосредственно в отеле Costes и весьма гордится своим выгодным местоположением – под его окнами шумит улица Фобур Сент-Оноре. В зале играет супермодная музыка, посередине расположен небольшой дворик-патио, а декор выполнен знаменитым дизайнером Жаком Гарсиа. Блистательные клиенты занимают столики в особых углубленных нишах и зачастую приходят сюда и на обед, и на ужин. Это звезды мира моды и шоу-бизнеса, а также крупные дилеры-антиквары из ближайших антикварных салонов. Ресторан в отеле Costes открылся еще в 1996 г., но он до сих пор считается “умопомрачительно модным местом”, утверждает Маккарти из Fairchild Publications. “Если вы хотите узнать, что сейчас модно, и стремитесь лицезреть лучших представителей гламура, вы должны прийти в Costes”, – добавляет он.

Другой модный ресторан – George по духу напоминает все прочие заведения империи братьев Костес. Он расположен в очень живописном месте – на последнем этаже Центра Жоржа Помпиду. Из его окон открывается прекрасный вид на Париж. Декор выполнен в причудливом космическом стиле 1960-х гг., в котором преобладает белый цвет.

За годы своего существования George то становился центром всеобщего притяжения, то прозябал в неизвестности. Сейчас ресторан снова считается модным местом. Не так давно там прошла вечеринка, на которой была показана новая линия одежды Карла Лагерфельда, которую модельер разработал для сети недорогих магазинов H&M.

Тем не менее, несмотря на необычайный успех ресторанов империи Костес, маятник популярности, по всей видимости, уже начал движение в другую сторону. Так, редактор одного известного американского журнала как-то заметил: “Я больше не в состоянии выносить обстановку ресторанов братьев Костес. С сегодняшнего дня я туда ни ногой”.

В Париже есть еще несколько ресторанов, чрезмерно популярных среди талантов и их поклонников. Один из них, бесспорно, Le Stresa. Открытый в 1951 г. и расположенный за отелем Plaza Athenee, ресторан славится прекрасной итальянской кухней. Интересно, что в отличие от заведений империи братьев Костес официанты здесь немолодые, но весьма расторопные. Популярность Le Stresa падает или растет в зависимости от сезона. Больше всего посетителей здесь в январе и в июле, когда в Париже проходит неделя haute couture. Однако во время показов pret-a-porter зал ресторана почти пуст. “Многие только что вернулись с миланского показа. Меньше всего на свете они хотят вновь поглощать итальянскую еду”, – объясняет один обозреватель.

Но, как и многие другие, он не может объяснить причину многолетней популярности у представителей моды еще одного парижского ресторана – Dave. Последний недавно переехал на улицу Ришелье и теперь находится в непосредственной близости от Пале-Рояля. Интерьер ресторана не отличается излишней оригинальностью. Его основные составляющие – красный лак и тонкое листовое золото. Стены украшены фотографиями знаменитостей, которые здесь часто бывают. Официанты самые обычные, да и меню не способно кого-либо поразить. Здесь подают китайские, тайские и вьетнамские блюда: крабовый салат, курицу с имбирем, жаренные на сильном огне креветки с тайским соусом и запеченные бананы. И все же место пользуется бешеной популярностью. На вопрос почему, все отвечают по-разному. Одни говорят, что хозяин ресторана Давей Чунг очень гостеприимен. Он дружит со многими VIP-персонами, и они свободно могут попасть в ресторан, не заказывая заранее столика.

Другие утверждают, что все дело в публике, которая бывает в Dave. “Там можно встретить самых модных манекенщиц и известных модельеров, например Карла Лагерфельда. К тому же заведение открыто допоздна”, – говорит Маккарти. В числе причин популярности ресторана часто называют еще одну: поговаривают, что Чунг был некогда очень дружен с знаменитым фотографом мира моды Хельмутом Ньютоном и его супругой.

Парижские поклонники богемной жизни вообще любят посудачить о хозяевах и публике, посещающей модные места. Например, шеф-редактор парижского бюро Women’s Daily Wear Кируан говорит об одном заведении: “Здесь можно повстречать большинство сотрудников дома моды Christian Dior. К тому же от ресторанчика рукой подать до нового офиса LVMH, что расположен на Понт-Неф. Люди приходят сюда и в обед, и в ужин”. Кируан еще долго говорит о любимом ресторане, но, что интересно, ни разу не упоминает о блюдах, которые там подают.

Впрочем, о еде говорить непрестижно. В моде ныне разговоры о ресторанах, где обедают известные дизайнеры. Известно, что Том Форд посещает CaviarKaspia. Оскар де ла Рента – завсегдатай бистро Chez Benoit, а Джона Гальяно и Жан-Поля Готье можно увидеть в марокканском ресторане на окраине района Марэ.

Мода – капризная дама. Те рестораны, что сегодня пользуются бешеной популярностью, могут опустеть уже в следующем сезоне. Однако, по мнению экспертов, ветер перемен не коснется главной тенденции, которая наметилась в последние годы в мире моды. Показы по-прежнему будут назначаться на 8–9 вечера, и так же, как и прежде, их начало будет затягиваться как минимум на час. Это значит, что нормально ужинать не удастся. И люди будут перехватывать первое, что попалось им под руку, где-нибудь в пивной или в баре, который открыт далеко за полночь. (FT, Мария Подцероб)