КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ: Будуарные чувства


Спальня, по мнению кутюрье и по странной исторически сложившейся традиции, действительно “усиливает присутствие женщины – умной, смелой, чувственной и прежде всего женственной”, хотя и является помещением, где пребывают не только представители слабого пола. Однако именно женская доминанта почему-то всегда одерживает верх, когда речь заходит об уединении и наслаждении жизнью. И не все готовы удовольствоваться существующим положением вещей.

Например, международные исследования удовлетворенности условиями сна, проведенные по заказу “ИКЕА” компанией “Изопаблик Швейцария” (“Гэллап Интернешнл”), показывают, что в России 9% опрошенных совершенно не удовлетворены, 18% скорее удовлетворены и только 28% полностью удовлетворены своими спальнями.

Определение стиля

Хаос в интерьерах, составленных из несочетаемых элементов различных стилей и с загромождением предметами обихода, зачастую оставляет чувство неудовлетворенности, ибо плохо организованное пространство оказывает угнетающее воздействие на психику. Поэтому так важно определиться с цветовой гаммой и со стилем, способствующим правильной организации пространства.

Необходимо учесть, что сам выбранный стиль должен соответствовать размерам спальной комнаты. К примеру, классический английский стиль и мебель в стиле барокко, поражающие воображение женщин помпезностью, величием и объемами, вряд ли будут уместны в стандартных комнатах до 50 кв. м с высотой потолков 2,7 м, где крупные и громоздкие предметы способны превратить комнату в угрюмое складское помещение. Но минималистский или ориентальный интерьер будет весьма кстати, создавая внутри маленькой площади дополнительный “воздух” наподобие хорошего зеркала, раздвигающего пространство.

В объятиях Гейнсборо

В английских спальнях большие размеры комнаты и высокие потолки не внушают тоскливое чувство одиночества благодаря массивной мебели и яркому убранству. Двуспальная кровать с балдахином из благородных сортов дерева ($5000–12 000) или из кованого железа ($4000–5000) с небольшими пикообразными колоннами вместо ножек сразу притягивает внимание и очень подходит женщинам, привыкшим с детства представлять себя королевами и не испытывающим необходимость ежеутренне спешить к автобусной остановке.

Сегодня такие кровати комплектуются ортопедическими матрасами ($300–800), позволяющими избегать неправильной нагрузки на позвоночник, что, соответственно, благотворно сказывается на глубине и ритмичности дыхания – основы ровной динамики сна.

Растительный орнамент ажурных обоев или ритмичная полоска светло-голубого, красноватого, светло-бирюзового или золотистого цвета визуально ограничивает пространство, подчиняя его человеку. Модные текстильные обои ($25–80) из рогожки придают интерьеру натуральность и фактурную легкость, а крупные витражные люстры ($2500–7000) и свечи-светильники придают живость мистического присутствия большим живописным портретам, охотничьим сценам и пасторальным пейзажам, развешанным на стенах в золоченом или дубовом обрамлении.

Кстати, мотивы пасторальных пейзажей, характерные для французского стиля, в последние годы активно используются в дорогих обоях ампирных будуаров, превращая комнаты в площадки для бесконечной игры куртуазного воображения, где розовощекие амуры поражают стрелами сердца богатых и неотразимых мушкетеров, а брутальные фавны охотятся за нежно обнажившимися пышнотелыми красотками.

Впрочем, изобилие зеркал, которые можно разместить даже на потолке, только усиливает эффект нереальности и подспудно намекает на возможность несбыточного – в самый раз для дам с безудержной тягой к туманному романтизму, облаченному в полупрозрачные пеньюары до пола, выложенного из дорогого паркета с шелковистой поверхностью. Но, наверное, стоит прислушаться к мнению древних китайцев, предостерегающих любителей постельного самолюбования в зеркальном отражении от зарядки негативной силой.

Однако надо отдать должное английскому стилю, который не столь утомителен, как французский, и обладает всеми преимуществами английского костюма: не бросается в глаза, не рябит и полностью передает ощущение чего-то очень добротного, вечного и аристократичного. Более того, в него безболезненно интегрируются неевропейские интерьерные аксессуары в виде индийских, туркменских или иранских ковров с геометрическим узором, коллекции старинного оружия, аквариумы с экзотическими рыбками или стилизованные гипсовые муляжи диких животных.

Чего не скажешь о предметах спальни из множества отечественных мебельных магазинов, где наблюдается засилье псевдофранцузского эклектичного псевдобарокко и лжемодерна из польского пластика и прессованных опилок, произведенного каким-нибудь “зюзюкинским фанерным комбинатом им. Крупской”. При виде этих слащаво-сиропных спальных гарнитуров – предела мечтаний советской домохозяйки, – упорно выдаваемых за итальянские шедевры последнего тысячелетия с ценником в новомодных евро, становится ясно, что в определенные моменты жизни может подташнивать не только беременных женщин.

Впрочем, надо признаться, что когда-то бесконечные постельные рюшечки и кружева в совокупности с изображениями кошечек с бантиками на стенах в провинциальных немецких гостиницах приводили великого Владимира Набокова в неописуемое уныние и ярость. Ибо гений пера хотя и был русского происхождения, но оставался англичанином до мозга костей, не переваривающим дешевую театральность.

Поэтому если и выбирать помпезные спальни, то уж лучше английские, и эстетствующие потомки всегда будут вас вспоминать с искренней благодарностью.

Минимум минималиста

Для современных квартир, где квадратные метры спальной комнаты порой можно пересчитать по пальцам, неутомимая дизайнерская мысль чаще всего предлагает минималистский стиль интерьера, который так же изящен и строг, как и функционален без излишеств.

Минимализм как дизайнерская идея в последние годы охватил весь мир, сформулировав основной философский постулат, главенствующий в общественных настроениях. Разумная достаточность и аскетизм, функциональность и немногословная элегантность – тенденция, сочетающая в себе этические и эстетические корни протестантской Европы и дзен-буддистского Востока, Германии и Японии.

В рамках этих сопересекающихся традиций все лишнее, вычурное, усложняющее и обременяющее бытие объявляется адептами минимализма “от лукавого”, или, как говорят японцы, “затрудняющим дыхание”. Наиболее характерным примером может служить тенденция проектировать ванные комнаты совмещенными со спальнями, что вписалось в провозглашенную известным французским архитектором Ле Корбюзье “эстетику целесообразности”, особенно заметную в оригинальной мебели, сконструированной в конце 20-х гг. прошлого столетия.

В те же годы концепция Ле Корбюзье, сформулированная как “Дом – это машина для жилья”, совпала с расцветом деятельности немецкой экспериментальной школы-мастерской “Баухауз”, поставлявшей на мировой рынок промышленные образцы различных предметов – от мебели, фарфора, тканей и осветительной арматуры до обоев, отвечавших новым, минималистским принципам формообразования.

Наиболее распространенной тенденцией в убранстве современных будуаров сегодня является двуспальная кровать из различных моделей весьма устойчивых и надежных металлических каркасов, большой встроенный шкаф на всю стену со множеством полочек и всевозможных приспособлений для одежды с локальной зеркальной поверхностью и вариации аксессуаров, придающих индивидуальный стиль комнате. Очень важное место в ряду аксессуаров занимают светильники, торшеры и лампы, придающие интерьеру пикантность и законченность. А элегантные занавески и шторы могут послужить подобием роскошной упаковки для бриллиантового колье.

Разумеется, точкой колористического отсчета будут считаться цвет обоев и их фактура: пришедшая с Востока мода на настенные драпировки надолго прижилась в Европе.

Еще в 1481 г. Людовик ХI для оформления стен дворца заказал придворному художнику 50 бумажных свитков с благочестивыми изображениями. А в ХVII–XVIII вв. вместо гобеленов стены стали плотно обтягивать шелковой или хлопчатобумажной тканью. В то же время в Англии началось массовое промышленное производство бумажных обоев, дошедшее до наших дней.

Вместе с тем наряду с классическими бумажными наиболее предпочтительными сегодня являются однотонные обои на тканевой основе с фактурой, напоминающей грубую мешковину. На такой поверхности весьма элегантно могут смотреться и мелкие ягодки или цветочки, если, конечно, они расположены так, чтоб не рябило в глазах. Среди модных сочетаний – обои светлых оттенков: апельсинового, лимонного, охристого, голубого, бирюзового и глубокого лазурного цветов, а также традиционно нейтральные оттенки кремового, бежевого и розового.

Энергетический интерьер

Однако интерьер спальни, как справедливо считается, отражает наиболее личные и интимные черты человека, ибо находящиеся в ней предметы могут многое поведать о глубоко тайных сторонах характера. И если особенности интерьера или цветовой гаммы спальни, как многие считают, воздействуют на психику человека даже во время сна, то в выборе и расстановке предметов лучше быть повнимательнее. Например, китайцы полагают, что кровать нельзя размещать головой к окну: со временем у спящего человека начнутся нарушения психики и душевного равновесия, а самое идеальное направление – северное, наиболее способствующее глубокому сну, медитации и полноценному сексу. Однако оно неблагоприятно для тех, кто страдает одиночеством. Если же вы чувствуете необходимость подстегнуть в себе сексуальную энергию, то южное направление – единственно правильное.

Впрочем, в современном интерьере, предполагающем разноплановую расстановку мебели, в спальне могут отсутствовать традиционные шкафы, комоды, открывая пространство для общей многофункциональной конструкции, которая размещается на разных уровнях – как над спинкой кровати, так и по периметру стен.

Очень интересный интерьер спальни был в квартире одного известного итальянского кинодеятеля.

В центре комнаты был воздвигнут подиум из ударопрочного стекла, на котором был расстелен двуспальный матрас из верблюжьей шерсти, укрытый шелковым иранским ковром и множеством подушек различной величины. Сам стеклянный подиум изнутри слегка подсвечивался красными и желтыми лампами, создававшими эффект острова любви и гармонии среди океана безмолвия. Вдоль стен стояли открытые книжные стеллажи из красного дерева, а на стенах висели панорамы средневековых итальянских портовых городов и изображения кочевников-туарегов, облаченные в элегантные паспарту и багет в стиле модерн.

Над подголовниками висели лампы для чтения, и тонкой ажурной решеткой прикрыты усилители музыкального центра, вмонтированные в стену. Слева и справа от кровати стояли небольшие восточные тумбочки, а в углу – туалетный столик в стиле модерн и пара пуфиков. Лаконичный и вместе с тем контрастирующий дизайн комнаты совмещал в себе романскую старину, восточный изыск и футуристический элемент освещения, напоминая о марсоходах.

Лаконизм прельщает и отечественных специалистов. “Двуспальная кровать, ночные столики для нее и для него, немного зелени и пара книг – это все, что нужно для доли безмятежности в вашей спальне”, – утверждают дизайнеры холдинга “8 Марта”, производящего, пожалуй, лучшую отечественную спальную мебель, стоимость которой начинается от $2000.

Впрочем, ориентальная тема, ставшая весьма популярной в русле минимализма и этнонаправления, привнесла новизну и в московские будуары, полностью исключив наличие привычной кровати. На полу с подогревом расстилается большой шерстяной восточный ковер, на котором разложен двуспальный матрас. Постельное белье из хлопчатобумажной ткани дополняется легким и одновременно теплым одеялом из верблюжьей шерсти.

Стены комнаты также покрываются коврами, но из шелка, а на полу разбрасывают по меньшей мере дюжину продолговатых подушек мютекке в полосатой ткани.

Из всей мебели в такой комнате присутствует обычно пара сундуков, пара комодов и низкий чайный столик.

История делается в будуарах

В интересном историческом исследовании “История Франции по любовным похождениям ее королей” многие модные ныне геополитические доктрины разбивались в пух и прах свидетельствами того, что реальные пружины общеизвестных исторических событий располагались не в головах многомудрых кабинетных стратегов, а в будуарах царствующих особ. Именно в спальнях лоббировались различные политические задачи и принимались решения особой государственной или международной значимости, объявлялись войны и заключались мировые соглашения. В кабинетах принятые решения лишь оформлялись в официальные документы.

Но как бы ни складывались судьбы исторических решений сегодня, очевидно, что будуары есть продолжение внутреннего мира человека, которое, несмотря на двери и драпировки, очень трудно скрыть от чужих глаз. Не зря этому посвящена книга “Философия в будуаре” одного из самых скандальных французских писателей маркиза де Сада.