Импортерам усложняют жизнь


Поправки в закон “О защите прав потребителей” МАП подготовил еще год назад. В первоначальном виде они корректировали порядок возврата товаров производителю, исполнения гарантийных обязательств и регулирования дистанционной торговли. Но ко второму чтению добавились нормы, устанавливающие ответственность импортеров и уполномоченных производителем организаций перед покупателями товаров и услуг, рассказал “Ведомостям” зампред думского комитета по экономической политике Юрий Медведев.

“Сейчас, если производитель находится за рубежом, а потребители предъявляют ему претензию по российскому законодательству, производитель отвечает, что не находится под российской юрисдикцией. Теперь в таком случае отвечать будет импортер [товара]”, – поясняет зампред комитета Госдумы по гражданскому законодательству Петр Щелищ. Поправки позволят требовать возмещения ущерба от покупки некачественного товара, замены товара на аналогичный, починки некачественного или возврата денег не только от производителя, но и от импортера или уполномоченного представителя, говорит депутат.

По словам члена правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), адвоката Дианы Сорк, ее ассоциация настаивала на этой поправке в основном из-за автопроизводителей, которые не открывали в России официальные представительства и к которым невозможно было предъявить претензии.

Однако опрошенные “Ведомостями” импортеры автомобилей и бытовой электроники считают поправки бесполезными. Председатель совета директоров компании “Авес” (дилер Peugeot) Игорь Мосиенко напоминает, что все европейские производители автомобилей и General Motors имеют представительства в России. А директор по стратегическому маркетингу группы “Рольф” (официальный дистрибьютор Mitsubishi и Hyundai) Валерий Тараканов говорит, что включение в закон понятия “импортер” только внесет путаницу и осложнит работу компаний. “Представьте, чем это может грозить нашей компании, поставляющей в Россию ежегодно 30 000 машин”, – говорит он, добавляя, что дилер и импортер всегда действуют совместно.

“Ответственность по цепочке производитель – импортер – продавец правильная, но успеха этот механизм в ближайшее время не принесет”, – говорит президент ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Пляцевой. По его словам, под действие закона попадет не более 10% продаваемой в России импортной техники. “Все остальные поставки делают непонятные компании, которые невозможно найти”, – говорит Пляцевой. РАТЭК настаивала на включении в закон еще и сервисных служб, от которых потребитель зависит больше, чем от импортеров, но это предложение не было принято.

Другая поправка может отразиться на импортерах продуктов питания, которым придется указывать на упаковке информацию о наличии компонентов, полученных с применением любых количеств ГМО (генномодифицированные организмы). Сейчас производители и импортеры продуктов обязаны указывать наличие ГМО, если их количество превышает 0,9%. Также поставщики продуктов должны будут информировать покупателей о противопоказаниях потребления их продукции при отдельных заболеваниях. Это может спровоцировать конфликт между импортерами и контролирующими органами, опасается менеджер по корпоративным вопросам компании “Крафт Фудс Россия” Кирилл Болматов: “Без четкого количественного показателя по ГМО есть опасность в погрешности приборов, а без утвержденного Минздравом списка продуктов, противопоказанных при определенных заболеваниях, могут возникнуть претензии к производителям сахара, которые не предупреждают диабетиков, или питьевой воды, которые не сообщают, что ее чрезмерное потребление вредно для почек”. Получить комментария в Минздраве вчера не удалось.