КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Реинкарнация


Вчера одна из самых больших в США розничных сетей Kmart Holdings объявила о слиянии с другим крупным ритейлором, Sears, Roebuck & Co. Розница – одна из самых высококонкурентных отраслей потребительского рынка развитых стран, и объединение крупных игроков в ней является хорошим способом снизить издержки и обеспечить позиции на будущее. Сделка между Kmart и Sears, Roebuck, безусловно, вызвала бы интерес у конкурентов и аналитиков именно с точки зрения появления нового розничного гиганта, если бы не значительно более интересное обстоятельство: три года назад Kmart стояла на грани краха.

В январе 2001 г. Kmart объявила об банкротстве – крупнейшем в истории банкротстве розничной компании. Рецессия начала десятилетия сама по себе не могла подкосить эту сеть: Kmart работает в формате дискаунтера, и снижение потребительских расходов в стране должно было бы подтолкнуть к ней покупателей. Но ценовая война с лидерами рынка, Wal-Mart и Target, не позволила компании воспользоваться этой возможностью. Газеты пестрели сообщениями о том, что одному из поставщиков сеть задолжала около $80 млн, о том, что на полках магазинов закончились моющие средства и туалетная бумага. Аналитики наперебой снижали кредитный рейтинг компании, а ее акции упали почти на 90%.

Теперь уже можно сказать, что, обратившись в суд за защитой от кредиторов, Kmart использовала полученную передышку предельно эффективно. Компания договорилась с четырьмя крупными банками о кредите на реструктуризацию и начала методично закрывать магазины. Из 2100 дискаунтеров, входивших в сеть Kmart на момент банкротства, осталось всего около 1500, из 240 000 рабочих мест сократили 80 000. Впрочем, сокращались далеко не все расходы: траты на рекламу сети и ее собственных торговых марок, таких как белье Joe Boxer, одежда Route 66 и товары для дома Martha Stewart, были резко увеличены.

Процедура банкротства закончилась весной прошлого года. Но и после этого компания не прекратила избавляться от магазинов, причем 50 из них были проданы за полмиллиарда долларов той самой Sears, Roebuck, с которой Kmart теперь объединяется. Уже к концу прошлого года компания вновь стала прибыльной, а котировки ее акций на Nasdaq с июня 2003 г. к ноябрю 2004 г. выросли всемеро.

Корпорация Kmart Holdings выжила, чтобы исчезнуть: объединенная компания будет носить название Sears Holdings. Но дискаунтеры с большим К на фасаде останутся в составе новой сети с прогнозируемым годовым оборотом в $55 млрд, и главой этого гиганта станет президент Kmart Эдвард Ламперт. Это справедливо: Sears Holdings становится третьим по величине американским ритейлором после Wal-Mart и Home Depot. Никто не поручится, что новая компания выстоит в битве гигантов и ее не придется вновь выводить из кризиса.