От редакции: Кто командует армией

В течение последних трех-четырех лет Россия пережила цикл переориентации армии в связи с изменением угроз и военных вызовов – от отголосков “холодного” противостояния с Западом к борьбе с международным терроризмом и обратно.

Нынешний цикл начался в 2001 г. – начальник Генштаба Анатолий Квашнин добился сокращения ракетных войск стратегического назначения. Эта стало возможным только в условиях изменения картины вероятных угроз – главной угрозой был назван международный терроризм, в борьбе с которым большее значение имеют вооруженные силы общего назначения. Затем президент декларировал необходимость перевода армии на контрактную основу для повышения эффективности и боеспособности сил общего назначения. После этого акценты сместились в сторону смешанного принципа комплектования армии – частично по призыву, частично по контракту – в связи с провалами реформы комплектования. И наконец, вчера президент на совещании высшего командного состава Вооруженных сил России указал, что, хотя одной из основных угроз является международный терроризм, “мы понимаем, что стоит нам ослабить внимание к таким составляющим нашей обороны, как ядерный щит, то у нас появятся другие угрозы”. Знакомые “потенциальные противники” вернулись – круг замкнулся.

Но все эти изменения диктуются, похоже, не колебаниями нашей внешней политики, а наличием или отсутствием успехов в той или иной военной области. В докладе министра обороны на совещании признается, что задача повышения боевого потенциала сил общего назначения не выполнена, войска можно привести в состояние боеготовности “при условии заблаговременного проведения комплекса мер”. Зато президент сообщил об успехах в области стратегических систем (важность этого – см. выше).

То есть не политика диктует изменения в армии, а процессы в самой армии диктуют декларируемую политику. Освоение более чем 420 млрд руб. – бюджет на национальную оборону в 2004 г. – отдано на откуп военным, а власти лишь подстраиваются под результат и наращивают военный бюджет.

В рыночном секторе сотнями миллиардов рублей управляют высшие менеджеры таких компаний, как “ЛУКОЙЛ” и “ЮКОС”, отчитываясь о результатах перед акционерами. То, что военные бюрократы даже при значительном финансировании не могут повысить боеспособность и боеготовность армии, указывает на необходимость самых радикальных реформ системы управления военной сферой вплоть до высших уровней Минобороны. Реформ, об окончании которых несколько раз заявлял министр обороны.