Golden Telecom наняла спецагента ФБР


Череда громких корпоративных скандалов в 2001–2002 гг., когда выяснилось, что ведущие корпорации, такие как Enron, WorldCom, Adelphia, Xerox и др., фальсифицировали отчетность на миллиарды долларов, заставила американских регуляторов ужесточить требования к публичным компаниям. В 2002 г. был принят акт Сарбейнса – Оксли, который ввел ряд новых требований к компаниям, акции которых торгуются на американских биржах. В частности, акт предусматривает 25-летний срок заключения за мошенничество с ценными бумагами и 10-летний – за ложные показания SEC. Эмитенты обязаны в двухдневный срок раскрывать информацию об инсайдерских сделках, указывать в отчетности все связанные структуры. Топ-менеджеры обязаны лично подписывать финансовую отчетность и несут персональную ответственность за ее достоверность.

GT сделала нестандартный ход – она доверила контроль за выполнением всех этих требований настоящему знатоку, бывшему спецагенту ФБР Клайду Уоллесу. С 1 декабря он займет созданную специально для него должность главного директора по рискам. Уоллес поможет привести корпоративные процедуры GT в соответствие с требованиями закона Сарбейнса – Окслия, будет заниматься внутренним аудитом компании и контролем над рисками в целом, говорит главный финансовый директор GT Брайан Рич.

Опыт Уоллеса делает его идеальным кандидатом для решения этих задач, говорит Рич. С самим Уоллесом связаться не удалось, но, как говорится в пресс-релизе GT, последние семь лет он занимался анализом финансовой отчетности и контрольных механизмов многих компаний, работая спецагентом отдела финансовых преступлений ФБР в Кливленде, штат Огайо. Там он руководил расследованиями на всей территории США. Его коллеги не стали рассказывать о конкретных делах, которые вел Уоллес, поскольку он до конца ноября продолжит работу в Бюро.

Поработаол Уоллес и в бизнесе: до прихода в ФБР он работал бухгалтером в британской корпорации Courtaulds Fibers Rayon.

Хедхантеры считают Уоллеса хорошим приобретением для GT, добавляя, что такой специалист обошелся ей недешево. Партнер компании “Росэксперт” Игорь Шехтерман отмечает, что руководители по управлению рисками обычно получают $300 000–400 000 в год, но с учетом своего опыта Уоллес может обойтись GT и дороже.

Однако эксперты не сомневаются, что новый сотрудник того стоит. Знание всех правил и стандартов, связанных с законом Сарбейнса – Оксли, сейчас очень важно для публичной компании, подчеркивает Шехтерман. Приход специалиста по корпоративным рискам улучшит восприятие компании инвесторами и повысит доверие к ее отчетности, добавляет старший аналитик “УралСиба” Константин Чернышев. “Когда у американских властей возникает сомнение, что отчетность компании правдива, ее акции тут же падают на 30–50%”, – говорит аналитик МДМ-банка Сергей Резник..

Новые правила вступали в действие постепенно, для иностранных компаний они начнут действовать с 31 декабря 2005 г. Российские компании, чьи ценные бумаги торгуются в Америке, уже готовятся к выполнению акта Сарбейнса – Оксли. Свои услуги российским компаниям предлагают ведущие консалтинговые фирмы, в частности Deloitt и KPMG, причем стоимость контракта составляет миллионы долларов. “Мы инициировали проект по соответствию закону сертификации контрольных процедур совместно с одной из аудиторских компаний”, – заявил директор по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров.