От редакции: Профилакторий

В Туркмении настоящая фискальная революция. С 1 ноября действует новый Налоговый кодекс, заменивший собой множество разрозненных законов 10-летней давности. Вместо 17 налогов остается четыре, причем с минимальными ставками (налог на прибыль, например, 8%), и два специальных режима – акцизный и для плательщиков налога на недра. Зато чиновники получили право досрочно начислять налоги и требовать их немедленной уплаты “при наличии фактов, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика уклониться от налогообложения”. То есть туркменские мытари, подобно герою фильма Стивена Спилберга “Особое мнение” в исполнении Тома Круза, будут бороться с преступлениями, которые еще не произошли, но уже живут в чьем-то подсознании. При этом, правда, налоговики будут опираться не на предсказания туркменских пифий, а на “факты”, собранные в ходе контрольной работы.

На самом деле ничего принципиально нового туркменские законодатели не изобрели. Про профилактику налоговых преступлений много чего может рассказать, например, российский премьер-министр Михаил Фрадков. Два года назад, будучи главой налоговой полиции, он издал приказ № 525 о мерах “по выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступления или правонарушения” и “по оказанию на них или окружающую их среду воздействия с целью […] изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному”. Под последним подразумевалось, в частности, воздействие на коллег налогоплательщиков и на членов их семей, а также “создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости”. Приказ Фрадкова вызвал в свое время много нареканий со стороны правозащитников, которые даже пытались оспорить его в Верховном суде. С другой стороны, сложно сказать, что хуже – вовремя оказаться в “атмосфере нетерпимости” или лишиться свободы и многомиллиардного бизнеса за поведение, которое даже налоговики не считали в свое время “антиобщественным”.

Очень сложно предположить, как будут на практике работать новые туркменские правила, но в теории они все-таки содержат как минимум одно разумное зерно. Всегда лучше заранее знать позицию государства относительно налоговых последствий тех или иных сделок. Позиция эта может быть очень спорной – но лучше сразу обжаловать ее в суде, чем идти на риск, который неизвестно чем обернется. Можно как минимум обезопасить себя от серьезных штрафов, не говоря уже о потере бизнеса.