ПРИРОДНАЯ РЕНТА: Нефтяники замерзают


На фоне исключительно благоприятной мировой конъюнктуры нефтяных цен неприятным сюрпризом выглядит замедление темпов роста добычи нефти в России в августе – сентябре 2004 г. по сравнению с первым полугодием и 2003 г. Это, несомненно, стало одним из факторов замедления темпов роста российской экономики в целом.

Дополнительную тревогу вызывает снижение инвестиционной активности нефтяных компаний и связанное с этим ухудшение перспектив модернизации нефтяного комплекса, что может перевести нынешнее замедление в более устойчивую стагнацию в недалеком будущем.

Хотя по итогам первого полугодия 2004 г. объемы инвестиций в основной капитал в нефтяном комплексе в долларовом выражении сохранились на прошлогоднем уровне (около $3,5 млрд), в пересчете на тонну добытой нефти они снизились на 12% – с $19,4 до $17,0 на тонну. Это еще больше отдалило российский нефтяной комплекс от нормального по мировым стандартам уровня инвестиций – $40–50 на тонну.

Проведенный нами анализ показал, что одной из причин сокращения инвестиций могли стать неожиданные налоговые новации в нефтяном комплексе – повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и введение новой шкалы экспортных пошлин, проведенные на фоне обострения отношений между государством и крупным бизнесом.

Нефтяные компании фактически заморозили объемы собственных вложений на текущем уровне, что с учетом ускорившейся инфляции издержек может их быстро обесценить. При этом усилившаяся неопределенность в отрасли грозит заблокировать приток кредитных ресурсов и иностранного капитала, которые могли бы “расшить” сужающиеся возможности самофинансирования.

Как показывают проведенные нами расчеты, до принятия налоговых новаций при повышении мировой цены на нефть на $1/барр. бюджет получал с этого сверхдоллара 75 центов через экспортные пошлины, НДПИ и налог на прибыль. Остальное доставалось производителю. Вступление в силу новой шкалы экспортных пошлин с 1 августа 2004 г. увеличило норму отчислений в бюджет до 91 цента. С 1 января 2005 г. норма изъятия сверхприбыли возрастет до 94%.

Несмотря на рост мировых цен на нефть в первом полугодии 2004 г. примерно на 20% по сравнению с первым полугодием 2003 г., балансовая рентабельность отрасли сохранилась на прошлогоднем уровне – около 23%. Еще до вступления в силу налоговых новаций уровень собственных средств нефтяных компаний был фактически заморожен на текущем уровне из-за роста транспортных затрат, роста ставок экспортных пошлин (по старой шкале) и, наконец, постепенного отхода от практики налоговой оптимизации.

Норма изъятия сверхприбыли рассчитана для нефтяного комплекса России в целом, поэтому для разных компаний степень предельной налоговой нагрузки может отличаться. Доля экспорта в добыче на уровне ниже 40% является, по нашей оценке, критической: предельная налоговая нагрузка при такой структуре реализации компании будет превышать предельный доход от роста мировых цен.

Тем самым налоговые новации негативно повлияют на развитие прежде всего средних и мелких компаний, имеющих низкую долю экспорта, а это не будет способствовать снижению уровня регионального монополизма в отрасли. Во многом этим фактором объясняется и ускоренный рост цен на нефтепродукты в России. Как это бывало уже не раз в период снижения доходов от экспорта, нефтяные компании более серьезно относятся к внутренним доходам, не упуская возможности их повысить.

Таким образом, замораживание инвестиционных программ в нефтяном секторе обусловлено действиями государства. С одной стороны, власти резко повысили налоговое давление на сектор, а с другой стороны, начав тяжбу с “ЮКОСом”, ограничили доступ российских компаний к внешним источникам финансирования.

По мнению авторов “Энергетической стратегии России на период до 2020 г.”, для обеспечения нормальной работы отрасли инвестиции по сравнению с текущим уровнем должны вырасти почти в полтора раза. Но собственных средств нефтяников в рамках избранной государством налоговой политики для этого будет явно недостаточно. Рост инвестиций может быть профинансирован за счет долгосрочных заимствований (преимущественно внешних) или за счет привлечения капитала путем выпуска компаниями новых акций.

Однако ситуация с “ЮКОСом” и полная неясность с судьбой его кредиторов существенно снизили интерес западных финансовых институтов к кредитованию российских нефтяных компаний (сверх обычных схем экспортного финансирования). Эмитировать новые акции ради привлечения капитала нынешние собственники российской нефтянки тоже пока не собираются.

Что же делать? Решать возникшие проблемы можно по-разному. Затормозившую экономику, в принципе, можно “разогреть” смягчением бюджетной политики, например, за счет роста непроцентных расходов бюджета или снижения налогов в обрабатывающих отраслях (при соблюдении определенных условий).

А инвестиционные проблемы нефтяников могут быть решены только за счет улучшения инвестиционного климата в стране. Составной частью этого процесса должно стать совершенствование налоговой системы, ее более тонкая настройка на демонополизацию нефтяной отрасли и рациональное природопользование.

Пока российские власти не добивались существенных успехов в части улучшения инвестиционного климата. Так же как и в налоговом стимулировании рационального природопользования.

Увеличение налогового бремени происходит при сохранении плоской шкалы НДПИ, что фактически ограничивает инвестиционную активность предприятий, которые разрабатывают менее перспективные месторождения, делая рациональное природопользование экономически невыгодным.

Способом дифференциации ставок НДПИ могло бы стать введение “налоговых каникул” или пониженной ставки налога для нефти, добываемой из скважин, находящихся в начальной стадии разработки, и низкодебитных скважин. По разным оценкам, под эту категорию подпадает порядка 70–100 млн т добываемой нефти (около 20% объема добычи), НДПИ по которым превышает $3 млрд в год.

Вместе с тем значимость для бюджета этих масштабных налоговых платежей, а также сложность разработки объективных критериев дифференциации, которые поддавались бы прозрачному администрированию, очевидно, мешают принятию таких налоговых новаций.

Вывод звучит неутешительно: в настоящий момент существует явная угроза утраты нефтяным сектором России динамизма своего развития. Основной причиной этого стали действия властей. Сохранение неопределенности относительно перспектив решения налоговых и иных проблем между бизнесом и государством не способствует улучшению ситуации. Ее исправление целиком зависит от готовности к этому государства.